Ход занятия
1. Проверка домашнего задания, беседа по вопросам:
Четырнадцатый эпизод "Вакула у запорожцев":
- Как приняли запорожцы Вакулу? (Запорожцы хотели показать перед Вакулой своё преимущество – ведь они приехали в Петербург к самой царице. Запорожцы разговаривают с Вакулой свысока, "с таким видом, с каким говорит дядька четырёхлетнему своему воспитаннику".) Один из запорожцев приосанился и желал показать, что он может говорить и по-русски.
Пояснение учителя: украинский язык не имел статуса самостоятельного, на нем говорили малоросские простолюдины, поэтому запорожец хотел показать свою грамотность, умение говорить на правильном языке. Обратим внимание, что с царицей запорожцы говорят "будто нарочно, самым грубым, обыкновенно называемым мужицким наречием". "Хитрый народ!" - думает кузнец.
Что в этом эпизоде реалистическое, то есть могло быть на самом деле, а что фантастическое? (Разговор с запорожцами – реалистическая сцена, а то, что черт помог Вакуле – фантастическое, сказочное).
Пятнадцатый эпизод: "Вакула во дворце", вариант "Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом!"
- Как изображен путь во дворец? (Почти так же, как путь кузнеца в Петербург: "Чудно снова показалось кузнецу, когда он понесся в огромной карете…". Сравним: "Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он на такую высоту…". То есть для кузнеца Вакулы Петербург так же волшебен, как и небесные высоты).
- Чьими глазами мы смотрим на дворец? (Дворец мы видим глазами кузнеца, он судит обо всем по своему, пользуется теми понятиями, к которым привык "вступил в великолепные сени". Вакула восхищен, его рассуждения пестрят восклицательными знаками: "Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! Кой чёрт лгут! Что за картина! А дитя святое!" На всё Вакула смотрит прежде всего с точки зрения мастера: "Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! Боже мой, какие краски! Тут, я думаю, вохры и на копейку не пошло, всё ярь да бакан; а голубая так и горит! Важная работа!").
- Как соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце? (Всё, чем восхищается Вакула во дворце, что кажется ему сказочным – реалистическое: богатое убранство, паркет, картины, генералы в шитых золотом мундирах. В повести действуют реальные исторические лица – царица Екатерина 2, Потёмкин, Фонвизин. Дело, по которому прибыли к царице запорожцы- "За что же немилость?" - тоже правда. Сказка называется с вопроса царицы: "Чего же вы хотите?. Вакула пользуется моментом и говорит о черевичках. Так серьезный разговор переводится на шутку, царица смеется и выполняет просьбу Вакулы. Чем кончилось дело с запорожцами, мы не узнаем – чёрт выносит Вакулу из дворца).
Шестнадцатый эпизод – "Сплетни диканьских баб". Вариант – "Вот тебе кузнец! Был, а теперь нет!"
Как создаётся юмористический эффект в этой сцене? (Гоголь передает быструю, громкую, многословную речь деревенских баб; они спорят о том, чего сами точно не знают. Голова подхватывает эти сплетни и жалеет не о самом Вакуле, а о том, что теперь некому подковать его рябую кобылу).
Автор иронически комментирует это: "И, будучи полон таких христианских мыслей, голова тихо побрел в свою хату".
Семнадцатый эпизод – "Куда же это, в самом деле, запропастился кузнец?"
Статьи по теме:
Понятие сказкотерапии
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывал ...
Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе
человеком своей профессии
Субъектом образовательной деятельности является учащийся. Поэтому для выявления психолого-педагогической условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать вл ...
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...