Первая составляющая структуры такого урока – это своего рода установка, "введение" в проблему урока. Уяснив, что словесный портрет дает зрительное представление о литературном герое, ученики приступают к решению задач, непосредственно связанных с понятием "портрет литературного героя". Работа с теоретическим материалом – это второй компонент структуры речевого урока. Третий компонент структуры речевого урока – наблюдение над особенностями создания портретной характеристики персонажа.
В художественном произведении портретная характеристика, в основу которой положен изобразительный принцип "внутреннее через внешнее", - это способ выявить через внешность человека психологическое содержание его личности. В результате работы над текстом школьники отмечают, что словесный портрет литературного героя – это не только внешняя оболочка, выражающая внутреннюю жизнь его души, но и способ выражения отношения автора к герою.
Следующая (четвертая) составляющая структуры речевого урока связана непосредственно с предстоящей созидательной деятельностью учеников. Подчеркивается, что портрет никогда не воспринимается отдельно, но вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. Герои в художественных произведениях по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, благородными и негодяями. И об особенностях характера следует судить не только по поступкам, но и по их психологическому портрету, который являет собой внутреннюю суть литературного героя.
Домашнее задание (а это один из компонентов структуры речевого урока), является логическим продолжением работы на уроке, нацеливает учеников на создание письменного высказывания. Учащимся даются достаточно четкие ориентиры: 1) собрать "рассредоточенные" детали портрета героя; 2) выявить, как в портрете подчеркиваются определенные свойства его характера и однозначно ли их проявление; 3) определить и выразить отношение рассказчика к герою.
Содержание и структура представленного выше речевого урока подчинены основной цели – научить школьников составлять характеристику литературного героя на основе его словесного портрета. Но реализация этой цели еще не является залогом того, что школьники самостоятельно смогут создавать портретные описания и включать их в высказывания разных жанров.
Последняя (и самая главная) составляющая речевого урока – это создание учащимися собственного высказывания. Таким образом, постигая законы портретной характеристики героя на примере художественных произведений, ученики, следуя им, создают собственные портретные описания, что, в свою очередь, помогает им глубже постичь формы субъективной организации эпического текста, уяснить то, что при любом способе портретной характеристики именно авторская позиция определяет ее, акцентируя в предмете изображения те черты, которые способны наиболее ярко выразить характер, наполнить внешность идейно-эмоциональным отношением автора.
При изучении теоретико-литературных понятий очень важно выявить и представить те изобразительно-выразительные средства, с помощью которых писатель создает особенный колорит и атмосферу в своем произведении. Для этих целей можно взять опыт отдельного учителя. А. Т. Грязнова из Москвы предлагает следующий способ решения этой проблемы на примере сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители".
Статьи по теме:
Формирование целостной картины мира
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые зн ...
Особенности использования компьютера в учебном процессе
Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритетность использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также усиление практической ориентации и инструментал ...
Школа, педагогическая мысль и деятельность педагога в странах Запада в V
веке – начале XX века
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовало его как для преподавания церковной догматики, так и для борьбы с еретиками. ...