Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовало его как для преподавания церковной догматики, так и для борьбы с еретиками. В раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучения: элементарный, средний и повышенный. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь. В результате широкого распространения монашества по всей территории средоточием образования и воспитания долгое время оставались именно монастырские школы. Следует заметить, что на протяжении всего Средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государственного и церковного порядка. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от лат.- школьный, ученый). Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового латинского языка. В этой связи требовала пересмотра и организация обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования – школы высшей ступени. А с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей занимавшихся педагогической деятельностью. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, которые характеризовались уже известной дифференциацией содержания образования. Они обычно состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского и богословского. Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть населения. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Помимо распространения церковных и светских школ Средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В такой среде деятельность учителя исполнял мастер. Он учил своих учеников ремеслу, после такого обучения, они впоследствии зарабатывали на собственную мастерскую и тоже начинали преподавать. В целом, роль педагога в эпоху Средневековья вновь заслуживала достойного внимания, так как своей деятельностью педагоги влияли на всю историю.
Эпохе Возрождения, охватывающей три с лишним столетия (ХΙV-ХVΙ), человечество признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса – буржуазии – характерные черты эпохи Возрождения. Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты. Они выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц – социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.
Статьи по теме:
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов
Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая фу ...
Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности
дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...