Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие. Отсюда и новые требования к подготовке учителей.
Высшее педагогическое образование ответственно за появление нового учителя, обретшего позицию субъекта собственного преобразования, осознавшего себя, свои возможности, способного к пониманию и принятию детей, к духовному единению с ними, к поддержке их внутренних сил.
Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). С точки зрения философии, самореализация – это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев).
К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.
В гуманистической педагогике особыми функциями деятельности учителя признаются терапевтическая и духоукрепляющая. Осмысление этих функций как студентами, так и преподавателями позволяет осознать важность опыта духовного самособирания, формирования у себя высоких чувств как ведущих регуляторов профессиональной деятельности. Следовательно, встает вопрос о философском и психологическом самообразовании и студентов, и преподавателей вуза.
Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого.
Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира.
Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации вуза, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции.
Саморазвитие – процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть фасилитатором.
Статьи по теме:
Диагностика уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста
Мы оценивали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, ...
Эволюция внешкольной работы
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценн ...
Анализ учебников по геометрии основной школы
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов а) 7 класс: содержит четыре главы. Тема “Задачи на построение” изучается в конце главы 2 “Треугольники”. В этом параграфе содержатся пункты “Окружность”, “Построения цирку ...