В XVII - XVIII вв. педагогика и школа на Западе развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества. Самым специфичным явлением в организации образования в ХVΙΙ – первой половине ХVΙΙΙ в. было распространение так называемых рыцарских или дворянских академий, получивших особо широкое распространение в немецких княжествах. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571-1635). Он сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель в своей деятельности. В 1650 г. Я. А. Коменский закончил свой учебник – «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле. В этом учебнике Я. А. Коменского особенно часто прослеживается его стремление реализовать свою главную идею: дети в процессе школьного обучения должны получать реальное, а притом энциклопедическое, образование, естественно, соответствующего уровню понимания и развития. Учебные книги Я. А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии – всеобщей мудрости, под которой он понимал звание всех вещей, реально существующих в мире. По Я. В. Коменскому – первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа - воспитание в семье под руководством матери. За ней у него следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. Третья ступень школьного образования – гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12 – 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Завершающую ступень школьного образования в системе Я. А. Коменского составляли академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18 – 24 лет, проявивших особые умственные дарования. Таким образом, Я. А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования. Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. Так учителям было проще выполнять свою педагогическую деятельность. Учителя устанавливали правила дисциплины, которым должны были следовать сами и их ученики. В общем, рассматривая процесс развития педагогической мысли, можно сделать достаточно обоснованный вывод, Что Я. А. Коменский является не просто педагогом, заботившимся о совершенствовании школьного дела. Он был и пока остается единственным педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Этот педагог действительно играет огромную роль для становления школьного обучения.
Статьи по теме:
Программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов
с ЗПР
Предлагаемая программа предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи с первого по четвертый ...
Влияние игры на формирование элементарных математических
способностей
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества пре ...
Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...