Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что для правильное руководство детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ при соблюдении определенных педагогических условий способствует развитию игровых умений у старших.
Проявления игровых умений можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.
Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей, можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.
В теоретических исследованиях о руководстве детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ мы опирались на следующие положения: игровые умения связаны с развитием личности ребенка, его воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеют игровые умения дошкольника. Для педагогического руководства в игре в целях развития игровых умений у ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.
В нашей работе мы рассмотрели понятие «детская игра» в психолого-педагогической литературе, определили особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте, выявили условия руководства детскими играми в предметно-игровой среды ДОУ. Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе исследования мы создали подходящую предметно-игровую среду для проведения эксперимента, оснастив группу необходимым оборудованием, выявили особенности проявления игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития игровых умений, что связано с отсутствием специальной работы по руководству детскими играми.
Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям предоставлена полная свобода действия, т.е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей.
На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по руководству детскими играми и организации игровых умений у старших дошкольников. Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.
Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития игровых умений, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла. Планируя работу по руководству играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Статьи по теме:
Описание диагностических методик
Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова) Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, л ...
Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...
Трудности профессионального самоопределения
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе лежит несколько групп противоречий: противо ...