Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка).
Методика исследования:
Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» … (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут».
Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 2. «Кто как передвигается» (P.E. Левина)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).
Инструкция: «Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — …, кузнечик — ., змея — ., лошадка — ., собака — …, корова — ., самолет — .».
Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 3, «Атрибутивный словарь» (Г.В. Чиркова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: слова.
Инструкция: «Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам» (Б.Ф. Архипова)
Целъ: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: пары слов и общий вопрос.
кошка — собака (что делают?)
дождь — снег (что делают?)
сидит — стоит (кто?)
льется — журчит (что?)
шумит — дует (что?)
светит — греет (что?)
одевается — обувается (кто?)
Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? — «растут» (одно слово)».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика №5. «Дополнение последнего слова в предложении» (Б.Ф. Архипова)
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: незаконченные логопедом предложения.
Из крана льется .
Солнце светит …
Лимон желтый, а помидор .
Фрукты моют, а белье …
Яйцо овальное, а шар .
Кофта шерстяная, а шуба .
Молоко жидкое, а сметана .
Лимон кислый, а мед .
Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение».
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание,
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:
Статьи по теме:
Письменная
проверка результатов обучения
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных уч ...
Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе
человеком своей профессии
Субъектом образовательной деятельности является учащийся. Поэтому для выявления психолого-педагогической условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать вл ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...