Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?". Для оценки задания были выделены три уровня:
I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.
III уровень – низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.
Количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в таблице 1.
Таблица 1
Оценка уровня сформированности игровых умений в контрольной и экспериментальной группах
Группы |
Всего чел. |
Умение предложить новый замысел для игры |
Умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации |
Умение предложить новое использование для известного объекта |
Вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации | ||||||||
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 | ||
Экспериментальная |
10 |
1 |
3 |
6 |
- |
4 |
6 |
- |
3 |
7 |
- |
5 |
5 |
Контрольная |
10 |
- |
4 |
6 |
- |
3 |
7 |
- |
4 |
6 |
- |
5 |
5 |
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей контрольной и экспериментальной группы имеет средний и низкий уровень сформированности игровых умений.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игровые умения детей дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
Статьи по теме:
Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся
1 класс с дизартрией
Часто общаясь с ребенком родители не замечают – как он говорит. Им важнее – что скажет малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ...
Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
Термин эмоциональность происходит от латинского emovere и французского emotion, что значит возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной р ...
Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной
активности у детей с задержкой психического развития
Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования ра ...