В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя, применяя творческий подход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема пока остается наименее разработанной применительно к школьному уроку. Эмоциональные нагрузки дозируются прежде всего варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонаций и степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровня проявления учебной активности, внимания и интереса учащихся к занятиям.
Помощь в поведенческих актах, в выборе способов взаимообщения осуществляется использованием наглядных примеров (например, как формы поведения влияют на эффективность учебной работы), а также созданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным взаимоотношениям (например, привлечение к взаимостраховке и взаимопомощи). Весьма важно определить меру и своевременность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся ложное представление о собственных возможностях, а недостаточная и несвоевременная помощь может привести к травмам и недооценке своих сил. К заданиям творческого характера можно отнести: определение причин успехов, неудач, путей преодоления трудностей, нахождение рациональных способов достижения цели и т. п.
Применяя творческий подход, следует активизировать деятельности учащихся повышением уровня познавательной и двигательной активности.
Познавательная активность выражается в стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий.
Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока.
В учебной деятельности оба вида активности взаимозависимы. Например, овладение физическим упражнением требует, с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения на организм, что предполагает проявление познавательной активности, а с другой — многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательной активности.
Тот и другой вид активности может проявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях или познании предметов и явлений окружающей действительности.
Для стимулирования и управления активностью используют следующие методические приемы.
Конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока.
Постановка задач поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастает скорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы для эффективности стартовых действий и т. д. Учитель корректирует суждения учеников, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящей работы.
Варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков. Например: использование различных видов построения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу - на непривычной стороне зала, по диагонали); частичная или полная замена упражнений разминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по форме движений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации (индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки к овладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражнений из других разделов программы.
Статьи по теме:
Особенности творческого воображения подростков
Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческ ...
Толковые словари, тезаурус, глоссарий
Словарь Материал из Википедии – свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Многотомный латинский словарь. Вот какое определение дают словарю разные источники: Словарь – справочная книга, соде ...
Развитие учащихся в процессе обучения
При определении сущности обучения важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Умственное воспита ...