Память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину.
Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.
Мозг является генератором информации. Процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к "зависанию" памяти и к расстройству деятельности всего мозга.
Информация об объекте поступает в мозг по разным каналам восприятия. Зрительный анализатор передает очертания объекта, слуховой анализатор воспринимает звуки, издаваемые объектом, вкусовой анализатор воспринимает вкус, мышечный кожный анализатор посылает информацию об объекте в мозг через осязание.
В результате разбиения информации об объекте на части, мозг получает возможность образовать связи. И эти связи образуются естественным путем. Все, что находится в сознании в один момент времени — связывается, то есть запоминается. В результате мозг выделяет разные характеристики объекта и автоматически образует связи между ними.
Ни одна из характеристик сама по себе не запоминается — запоминаются только связи. Такой способ запоминания дает возможность узнавать объекты окружающего мира лишь по малой части информации о них. Мозг может образовать связи даже если информация об объекте поступает только через один анализатор. Мозг разбивает зрительный образ на части и образует связи между частями одного образа (одномодальные связи, которые образуются в пределах одной анализаторной системы, в данном случае — зрительной).
Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются мозгом автоматически. В дальнейшем по части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются.
Так как у человека главной анализаторной системой является зрительная анализаторная система, то, говоря о реально воспринимаемых объектах, мы прежде всего будем говорить о зрительных образах. Именно зрительные образы дают основную массу информации об окружающем мире. У зрительных образов есть и другая особенность. Человек может управлять представляемыми зрительными образами в воображении, и это очень важно.
Связи, образуемые мозгом между сигналами разных анализаторных систем — называются разномодальными связями (модальность — это орган чувств). Разномодальные связи образуются мозгом автоматически во время изучения объекта. На разномодальных связях основано все естественное обучение человека.
Память бывает непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная память — информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Статьи по теме:
Влияние русской народной сказки на воспитание нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы ...
Определение содержания учебных занятий
При подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содержание и что необходимо усвоить учащимися. Прежде всего, следует конкретизировать о ...
История изучения нарушения письменной речи
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различ ...