Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Статьи о педагогике » Развитие вербальных способностей детей на уроках русского языка » Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Страница 1

Обучение на уроках русского язы­ка должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных вербальных умений и навыков: умений понять тему сооб­щения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или ча­стично), проникнуть в смысл выска­зывания — слушание; навыков изу­чающего чтения; умений ведения диа­лога и построения монологического высказывания — говорение; уме­ний, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, состав­лять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языко­вые средства, совершенствовать выска­зывание — письмо, говорение.

Рекомендуем страницу:
Написал коммент: А. Климова
видео порно камера туалет писают спермой, My site https://m.tnt-porno.ru/cat18 тут все видосы!

Перечисленные умения и навыки возможно формировать, опираясь на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь — «деятельность человека, использующего язык в це­лях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружа­ющего мира, для планирования своих действий и проч. Под речью понима­ют как сам процесс (речевая деятель­ность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)»[8,153].

Различают два вида речи: внутрен­нюю и внешнюю (она может быть устной и письменной). Ряд исследовате­лей подразделяет речь также на ре­цептивную (слушание, чтение) и про­дуктивную (говорение, письмо). Такое деление условно, так как восприятие речи (слушание, чтение) и ее понима­ние — процесс активный.

Результативность уроков словесности находится в прямой зависимос­ти от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для пре­одоления учениками трудностей, воз­никающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Специальные психолого-педагоги­ческие исследования показали, что наиболее эффективным является ком­плексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и пись­менную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умения­ми строить устное и письменное вы­сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него уме­ний и навыков, формируются и уме­ния, общие для всех видов деятельно­сти, в частности такое базисное, исход­ное умение, как понимание информа­ции, — умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

По мнению психологов, между мыш­лением и речью нет тождества. Буду­чи тесно взаимосвязанными, мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единица­ми — «сгустками смысла». Внутрен­няя речь характеризуется сжатостью, сокращенностью, а на глубинных уров­нях — грамматической неоформлен­ностью, использованием наряду с язы­ковым материалом иных кодовых еди­ниц — «образов и схем». Как пока­зывают исследования психологов, про­грамма речевого высказывания фор­мируется во внутренней речи и су­ществует обычно в «предметно-изобра­зительном коде» — в виде «образов-мыслей». На этом этапе мысль еще не расчленена, не выражена в словах.

Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, или перекодирования, информации. Пере­ход от внутренней речи к внешней ча­сто сопряжен с определенными труд­ностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда он пытается выразить ее для других, ока­зывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно перейти от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматичес­ким и логическим формам, доступным пониманию других. Поэтому в обуче­нии речи большое значение имеет во­оружение учащихся приемами преоб­разования внутренней речи в струк­турные формы, присущие внешней речи.

Опираясь на характерные особенно­сти внутренней речи, приведем приме­ры основных приемов и видов работы, помогающих преобразованию внут­ренней речи во внешнюю.

1. Уже отмечалось, что внутренней речи свойственна свернутость, линей­ное сцепление «смыслов».

На уроке развития речи можно пред­ложить учащимся следующую работу:

к опорному слову или словосочетанию, связанным с темой сочинения, подо­брать слова, сходные с ними по смыс­лу, или те, которые рождаются по ас­социации. Как показывает практика, учащиеся быстро справляются с по­добным заданием. Так, на уроке-под­готовке к сочинению — описанию ин­терьера в VI классе ученики выстрои­ли следующий ряд словесных ассоциа­ций к словосочетанию новогодняя елка: праздник, веселье, подарки, за­пах мандаринов, бенгальские огни, вос­хищение, сказочные, добрые, мороз, кра­сота, счастье и т. д. Закрепив мыс­ленный образ в словах и опираясь на них при построении устных и пись­менных высказываний, учащиеся сво­боднее и ярче смогут выразить свои мысли.

Преодолению сложностей перехода от свернутых мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам способствует также такой прием, как выстраивание предложений на основе одного слова или грамматической ос­новы. Опорное слово (грамматичес­кая основа) записывается учителем на доске и по мере поступления предло­жений учеников превращается в слож­ную синтаксическую конструкцию. Например: цветок — цветок благо­ухал — цветок благоухал на весь сад — нежный, белый, только что рас­крывшийся цветок благоухал на весь сад ранним весенним утром.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей
В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. ...

Развитие мышления ребенка
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у ...

Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru