Контрольный этап проводился с апреля по май 2011 года. На этом этапе была сформулирована задача: оценить эффективность работы по развитию внимания у детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Для решения поставленной задачи проведено повторное изучение уровня развития внимания у детей среднего дошкольного возраста. Результаты изучения уровня развития внимания детей 5 года жизни представлены в таблице 5 «Уровень развития внимания у детей пятого года жизни (контрольный этап)» (Приложение 12). Графически результаты представлены на гистограмме 2 «Уровень развития внимания у детей 5 года жизни (контрольный этап)».
Для этого использовались: методика «Запомни и расставь точки», методика Пьера-Рузена «Проставь значки», тестовое задание «Найди и вычеркни». Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Запомни и расставь точки» можно констатировать, что уровень объёма внимания увеличился (Анжелика З Данил Ч. Диана К., Кира В., Таня К., Тимур К.) Анжелика, Таня и Тимур с низкого уровня объема внимания перешли на средний уровень. Они стали воспринимать на занятиях больший объем информации, лучше усваивать материал. Данила Ч., Диана К., Кира В. и Надир М. также улучшили свои показатели объема внимания и поднялись на высокий уровень, они воспроизвели максимально точно более 5 точек на карточках. Результаты методики занесены в таблицу 6 «Уровень развития объема внимания у детей 5 года жизни (контрольный этап).
По результатам тестирования «Проставь значки» было определено, что показатели уровня развития распределения и переключения внимания повысились у всех детей группы. Кроме Саши П. и Данилы Ч. все ребята перешли на уровень выше (Саше П. не хватило несколько баллов, чтобы перейти на средний уровень, а Данила Ч. по результатам констатирующего этапа был на высоком уровне, но стоит отметить, что и эти ребята улучшили свои результаты по этой методике). Результаты методики занесены в таблицу 7 «Уровень развития распределения и переключения внимания у детей 5 года жизни (контрольный этап)» .
На основе результатов, полученных в ходе тестирования «Найди и вычеркни» был построен график 2 «Уровни развития устойчивости и продуктивности внимания у детей пятого года жизни (контрольный этап)». Проанализировав график можно сказать, что продуктивность внимания повысилась, а устойчивость осталась на прежнем уровне (среднеустойчивое), кроме Дениса К., у него устойчивость немного повысилась, его внимание стало среднеустойчивое.
На контрольном этапе было выявлено 3 человека с высоким уровнем продуктивности внимания – Данила Ч., Диана К. и Надир М Эти дети за отведенное время просмотрели все фигуры и сделали не более двух ошибок. В зоне средней продуктивности внимания оказались графики шести человек (Анжелика З., Денис К., Кира В., Кристина З., Тимур К. и Таня К.). Все эти дети повысили свою продуктивность (просмотрели большее количество точек, а ошибок допустили много меньше). Показатели Кристины, Тани и Тимура на констатирующем этапе находились на низком уровне продуктивности внимания. Графики Дениса и Киры на контрольном этапе приблизились к планке высокого уровня, значит можно сказать, что продуктивность их внимания тоже увеличилась, и работу по развитию их внимания целесообразно проводить в дальнейшем, для достижения высших результатов.
Низкий уровень продуктивности по результатам теста выявлен у одного человека – Саши П., Однако и его показатели немного увеличились, на контрольном этапе он допустил много меньше ошибок и график продуктивности его внимания приблизился к зоне среднепродуктивного внимания. Результаты тестирования занесены в таблицу 8 «Уровень развития устойчивости и продуктивности внимания у детей 5 года жизни (контрольный этап)» .
Результаты диагностики выявили:
Высокий уровень развития внимания демонстрируют 5 человек. (Данила Ч., Денис К., Диана К., Кира В. и Надир М.). Этим детям свойственны больший объем внимания (6-8 точек, что соответствует 10 баллам), более высокая продуктивность, более высокий уровень переключаемости и распределения внимания. Денис, Диана, Кира, Надир, находившиеся на констатирующем этапе, на среднем уровне развития внимания улучшили все показатели. Стоит отметить, что у Данилы изменились количественные показатели объема,
Средний уровень развития внимания выявлен у 4 человек (Анжелика З., Кристина З., Таня К. и Тимур К.). Эти дети имели низкий уровень развития внимания, возможно именно регулярное проведение спроектированной серии подвижных игр позволили улучшить их показатели.
Низкий уровень развития внимания остался у 1 человека (Саша П.), не смотря на то, что и его показатели немного увеличились. Необходимо сказать, что Саша П. часто пропускает детский сад по причине болезни, возможно именно поэтому его внимание не достаточно развивалось.
Статьи по теме:
Обновление дошкольного образования
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспит ...
Старший школьный возраст
Этот возраст характеризует более медленным и равномерным процессом развития. В это время юноши растут заметно быстрее девушек. Половое созревание к 17 годам как правило, заканчивается, и юноши и деву ...
Диагностика вербальных способностей
Острая необходимость в оперативном решении практических задач психодиагностики связана с широким распространением психолого-педагогического консультирования, в частности, в сфере образования и вос ...