Полученные нами данные говорят о том, что тренинговая программа, направленная на формирование творческого мышления, способствует развитию логического мышления. Это послужило для нас основанием считать часть гипотезы, что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, развивает показатели логического мышления, подтвержденной.
Для того, чтобы проверить правильность второй части гипотезы о том, что использование специальной тренинговой программы способствует не только росту показателей креативности, но и повышает уровень обученности младших подростков в школе, мы использовали данные, отражающие уровень обученности. Мы сравнили средние баллы по успеваемости за первую и четвертую четверти [Приложение К]. Соотношение данных по обученности в первой и четвертой четверти в экспериментальной и контрольной группе
Таблица 12
Средний балл за первую четверть |
Средний балл за чевертую четверть | |
Экспериментальная группа |
8,87 |
9,04 |
Контрольная группа |
8,53 |
8,51 |
Гистограмма 12
Итак, результаты проведенной работы дают нам основания говорить о целесообразности разработки и проведения системы развивающих занятий с младшими подростками. Своей работой мы также доказали, что в процессе формирования творческого мышления значительно улучшаются показатели развития логического мышления, а также улучшается успеваемость школьников. Таким образом, можно считать гипотезу подтвержденной.
Надо сказать, что формирование творческого мышления невозможно при условии отсутствия внутренних предпосылок для творчества. В нашем же случае видно, что при достаточном уровне развития логического мышления, при наличии предпосылок для развития творческого мышления и при использовании специальных тренинговых программ можно достичь достаточно высоких показателей сформированности творческого мышления.
В данной главе нами была описана программа социально-психологического тренинга с учащимися 4-5 классов, направленная на формирование творческого мышления. Повторное диагностическое исследование, проведенное по окончании формирующего эксперимента, подтвердило вышеописанное предположение и дало возможность говорить о целесообразности проведения подобной работы в дальнейшем.
Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.
Данное исследование было посвящено содержанию, развитию и формированию творческого мышления младших подростков, а также установлению взаимосвязи между уровнем сформированности творческого мышления и уровнем развития логического мышления, между уровнем сформированности творческого мышления и успеваемостью.
В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том ,что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков.
На первом этапе работы нами была проведена диагностика уровня творческого мышления подростков, а также уровня их логического мышления. В исследовании были использованы следующие методы сбора данных:
1. Тест креативности П. Торренса;
2. Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда ( в модификации Е. Туник);
3. Методика отдаленных ассоциаций С. Медника ( вербальная креативность);
4. Методика Зака
Применяя данный инструментарий, мы провели первичную диагностику 30 учащихся 4-5 классов (15 человек – экспериментальная группа, 15 - контрольная). Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправной точкой для проведения формирующего эксперимента. Совместно со школьным психологом бала составлена программа по развитию творческого мышления, которая состоит из четырех связанных между собой блоков:
1. Блок формирования коммуникативных умений;
Статьи по теме:
Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков
у учащихся 1 класс с дизартрией
Целью исследования является: определение состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме. Задача исследования: выявить особенности связной речи у детей с псевдобульбарной ...
Существо переживаний
Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. ...
Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...