Данное исследование проведено в УО «СШ №11 г.Мозыря» Гомельской области. Цель данного эксперимента - обосновать и апробировать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления младших подростков. Перед началом исследования нами была сформирована экспериментальная группа. Подбор участников экспериментальной группы осуществлялся исходя из пожеланий учащихся и их родителей. Занятия с участниками группы проводились на протяжении восьми месяцев (октябрь-май) один раз в неделю. Занятия длились один час. В тренинге приняли участие 15 учащихся 4-5 классов. Для реализации вышеуказанной цели нами была разработана специальная тренинговая программа по развитию творческого мышления[Приложение И], которая содержит когнитивный и личностный компоненты и состоит из четырех связанных между собой блоков:
1. Блок формирования коммуникативных умений;
2. Блок формирования у подростков уверенности в себе;
3. Блок развития доверия к себе и окружающим;
4. Блок развития творческого мышления.
Упражнения для составления данной программы были взяты из различных источников: «Психогимнастика в тренинге» под редакцией Н.Ю. Хрящевой, «Психологических программ развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» под редакцией И.В. Дубровиной, книг «Развивайте интеллект» Ф. Картера, К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе», «Энергия паузы», «Создание команды».
В начале работы ученикам были сформулированы следующие цели работы: помочь подросткам лучше узнавать себя, развивать уверенность в себе, учить эффективному взаимодействию внутри сформировавшейся группы, развивать коммуникативные умения и навыки, способствовать развитию творческого мышления путем решения нестандартных задач, помогать подросткам свободно выражать свои эмоции и чувства без речи, посредством мимики, жестов, рисунков.
При разработке данной программы нами было учтено, что для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. С этой целью в каждое занятие вводились задания, упражнения, которые помогали обогатить багаж знаний младших подростков.
На занятиях особой внимание уделялось созданию атмосферы открытости, благожелательности, в которой подростки могли бы свободно выражать свои мысли, чувства, делиться своими идеями, предлагать необычные способы решения заданий без страха быть осужденными.
Школьники вели себя на занятиях активно, заинтересовано. С удовольствием решали совместные задачи. Бывали моменты, когда у участников тренинга не получалось выполнить какое-либо задание из-за проблем, возникающих в общении. Подобные ситуации мы решали следующим образом: учащимся предлагали давать обратную связь друг другу, предварительно познакомив их с правилами, которых они должны придерживаться при общении такого рода. На занятиях подчеркивалось, что поставленную задачу решить будет значительно проще, если действовать сообща. Подросткам давали возможность самостоятельно понять и увидеть, что полученное задание они решили быстрее и лучше, когда взаимодействие было налажено. Самоутверждение на тренинговых занятиях достигалось не за счет каких-то особых способностей по сравнению с недостатками других, т.е. «…открыл новый способ не я, открыли мы, потому что вместе работали: мысль одного стала продолжением догадки другого. Я только это открытие сформулировал, зафиксировал.»
В процессе проведения тренинговых занятий мы заметили, что участники тренинга стали гораздо лучше относиться к себе и окружающим, старались отойти от стереотипных способов решения полученных заданий. При этом надо отметить, что похвала, поддержка со стороны тренера и группы вызывали у участников положительные эмоции, желание выполнить предложенное задание и получить нестандартный, необычный результат.
Для того, чтобы получить ответ, насколько наши наблюдения соответствуют действительности, мы провели повторную диагностику с младшими подростками экспериментальной и контрольной групп (N=30).
Статьи по теме:
Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресур ...
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...
Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...