Таким образом, игра – это:
1. деятельность (на уроке иностранного языка - речевая);
2. мотивированность, отсутствие принуждения;
3. индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
4. учение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5. развитие психических функций и способностей;
6. учение с увлечением.
Так же Пассов выделил 6 основных целей использования игровых приемов на уроке иностранного языка, а именно:
1. развитие необходимых способностей и психических функций;
2. Формирование определенных навыков;
3. Развитие определённых речевых умений
4. Развитие умения общаться;
5. Познание фактов культуры;
6. Непроизвольное запоминание речевого материала.
В последнем пункте заключается одна из основных специфик игры, ведь в игре учебные задачи не ставятся перед учеником так явно, они замаскированы в игровом процессе. Играя, ребенок не ставит перед собой никакие учебные задачи, но, при этом, в результате игры ребенок усваивает определенные знания, умения и навыки.
Учитель может провести на уроке несколько игр, связанных единым сюжетом, а можно провести одну игру на протяжении всего урока, в ходе которой каждый учащийся выполняет свою постоянную роль. Перед проведением такой игры, учитель должен точно и подробно объяснить условия игры, которые соответствуют цели урока, в нашем случае это формирование репродуктивно-продуктивного лексического навыка. Учитель должен дать и пояснить речевой образец, зрительные или предметные опоры.
Если говорить о классификации игр, то тут существует много различных вариантов. М.Ф. Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие игры. Цель подготовительных игр – формирование речевых навыков, а цель творческих игр – дальнейшее развитие уже сформированных навыков и умений.
Согласно А.А. Деркач и С.Ф. Щербак, учебные игры могут характеризоваться формой проведения (предметные, ситуационные, ролевые, интеллектуальные, коммуникативные и др.); способом организации (компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные и др.); по количественному составу участников игры (индивидуальные, парные, групповые и коллективные), целями и задачами. По целям и задачам обучения учебные игры подразделяются на языковые (аспектные) и речевые. К языковым играм относятся орфографические, фонетические, лексические, грамматические, направленные на формирование и совершенствование соответствующих навыков. Так как все аспекты языка тесно взаимосвязаны, языковые игры в чистом виде можно встретить только на начальной степени обучения.
По виду деятельности игры делят на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, психологические и социальные.
По характеру педагогического процесса выделяют обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, а так же профориентационные и психотехнические игры.
Так же игры можно подразделить на фонетические, орфографические, игры для работы с алфавитом, лексические, грамматические игры.
Статьи по теме:
Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различн ...
Итоги проведенной работы по обучению аппликации из соломки старших
дошкольников
Для оценки эффективности предложенной нами методики был проведен контрольный эксперимент, для проведения которого использовалась та же диагностика, что и для констатирующего эксперимента - диагностик ...
Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность транс ...