В условиях дифференциации обучения увеличивается уровень усвоения учебного материала. Если рассмотреть репродуктивный, частично-реконструктивный, творческий уровни усвоения, то можно наблюдать положительную их динамику.
На репродуктивном уровне происходит усвоение материала, обеспечивающее возможность применить знания в знакомой ситуации: воспроизвести содержание, ре5шить задачи по образцу.
На частично-реконструктивном уровне содержание усвоено настолько, что может быть применено в новой незнакомой ситуации, но близкой к ситуации изучения (ответы на вопросы, требующие переконструирования, выделения новых логических связей и отношений изученного содержания; решение задач, предполагающих видоизменение усвоенных алгоритмов решения).
Творческий уровень обеспечивает применение усвоенного знания в новой, нестандартной ситуации, требует видения новых функций, структуры объекта, нового необычного взгляда на изученное, комбинирования известных способов решения и нахождения нового.
Для фиксации уровней усвоения применяются специальные диагностические контрольные работы, в которые включены задания, рассчитанные на тот или иной уровень усвоения. Ученик знает, какому уровню соответствуют задания, и выбирает те, которые он хочет выполнить. Пример диагностической контрольной работы приведен в приложении.
В повышении качества усвоения содержания учебного материала значительную роль играет мотивация учащихся. Адаптация учебного процесса к особенностям, склонностям, способностям ученика, учет его интересов повышает мотивацию учения. В профильных классах рост мотивации изучения профилирующих предметов связан не только с познавательными интересами, склонностями и способностями учеников, но и с общим интеллектуальным «климатом» в классе, определенной интеллектуальной соревновательностью (кто больше задач решит, кто сделает более содержательный доклад, проведет более интересное исследование). В этих классах проявляется как познавательная мотивация, связанная с желанием больше узнать, большему научиться, так и мотивация достижений, связанная с желанием проявить себя, показать свои возможности, преодолеть трудности и т.д.
В классах коррекции рост мотивации связан с возникновением ситуаций успеха в учебной деятельности учеников, устранением пробелов в знаниях, приобретением общеучебных умений и навыков, способствующих успешному усвоению знаний.
Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, естественно он с большим желанием возьмется за выполнение задания.
Изучение мотивации проводится по ее проявлениям:
- активности учащихся на уроках;
- выполнению ими дополнительных, необязательных заданий;
- использованию дополнительных источников информации (в том числе и сети Интернет) для подготовки к урокам;
- участию во внеурочной проектной деятельности;
- характеру вопросов, задаваемых учениками.
Для фиксации роста мотивации выделяются ее уровни:
низкий (ученик отвечает на уроке, если спросит учитель, дополнительные задания не выполняет, дополнительные источники информации не использует, во внеурочной проектной деятельности не участвует, дополнительные вопросы не задает);
средний (ученик проявляет желание отвечать в 30-50% случаев; дополнительные задания выполняет (3-5 из 10); использует дополнительные источники информации иногда; во внеурочной проектной деятельности участвует, но выполняет поручения инициативной группы; дополнительные вопросы задает в основном уточняющего характера);
высокий (ученик проявляет желание отвечать более чем в 50% случаев; дополнительные задания почти всегда выполняет (6-10 из10): часто использует дополнительные источники информации, задает вопросы, расширяющие и углубляющие изучаемый материал).
При общей тенденции сохранение и усиление мотивации учения в дифференцированных классах наблюдается колебание познавательных интересов к определенным предметам в течение года, связанное с характером изучаемого материала, отношениями с учителем, физическим состоянием ученика. К 7-му классу ярче проявляются предметные склонности учеников дифференцированных классов, когда падение интереса, например, к математике сопровождается ростом интереса к литературе, истории и другим гуманитарным предметам.
Статьи по теме:
Работа с одаренными детьми
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость ...
Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: само ...
Анализ результатов психодиагностических процедур
В соответствии с планом исследовательской работы нами предусматривается использование следующих методов и методик: экспертная оценка; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификаци ...