Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Страница 3

Некоторые учебные книги и руководства по обучению в тот период создавались с учетом опыта западноевропейской педагогики. Перед педагогом в ХVΙΙΙ в., прежде всего, стояла задача быть человеком трудолюбивым, направлять свои силы на благо государства, уважать закон и правительство, иметь чувство патриотизма. Эти главные качества учитель должен был привить будущему поколению. Поэтому и считалось, если человек не обладает всеми главными качествами, то и воспитывать, преподавать знания он не может. По мнению других просветителей, настоящий учитель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях и занимать соответствующее место в обществе, играть роль лидера. Главным недостатком было отсутствие подготовленных учителей, воспитателей. Чтобы учебные заведения могли функционировать пытались пригласить учителей из-за границы, но к улучшению это не привело. Их некомпетентность и корыстолюбие не позволяли решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.

К 80-м гг. ХVΙΙΙ в. Екатерина ΙΙ инициировала проведение школьной реформы. Для ее подготовки была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Заводским. План реформы был приведен Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741 – 1814) – австрийским педагогом, православным сербом, приглашенным Екатериной ΙΙ и в Россию по рекомендации императора Иосифа ΙΙ. Ф.И. Янкович де Мириево перевел на русский язык австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы зарубежных школ, учебные пособия для ознакомления с ними отечественных педагогов и государственных деятелей. В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-авсрийского педагога И.И. Фельбигера, адаптированное к отечественным условиям Ф.И. Янковичем де Мириево (оно состояло из четырех частей). В нем раскрывался смысл и принципы организации классно-урочной системы обучения. Все еще была нехватка педагогических кадров в училищах. Учительская семинария, открытая при Главном народном училище в Санкт-Петербурге, не могла обеспечить кадрами все училища. В 1786 г. она была выделена из состава училищ и стала первым в России педагогическим учебным заведением. К концу ХVΙΙΙ в. ее закончило более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина ΙΙ.

Интерес к проблемам воспитания и образования, различные точки зрения и идеи отечественных мыслителей и педагогов ХVΙΙΙ в. способствовали развитию отечественной педагогической мысли и общественно-педагогического движения ХΙХ в. На рубеже ХΙХ – начале ХХ вв. политика царизма в области просвещения была направлена на насильственное «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживая их политическое, экономическое и культурное развитие. Решительно пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет, журналов на родном языке и т.д. В то же время царское правительство насаждало в местностях с нерусским населением школы, которые ставили колонизаторско-русификаторские цели. Появление первых нерусских школ относится к середине XVI века первоначально в Казанском крае. Эти школы возникали эпизодически (главным образом, в Поволжье), преимущественно для подготовки из среды «инородцев» миссионеров-священников. Начиная со второй половины XVIII века школьно-миссионерская деятельность среди нерусских народов значительно расширяется и приобретает уже более организованный характер. После утверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов и преобразования на их основе начальной и средней школы царское правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов. Основные политические и идеологические установки для школьного дела были сформулированы в 1870 году реакционным министром народного просвещения Д.А. Толстым. Определив соответствующими государственными документами, порядок работы школ и укрепив в своих целях органы школьного управления, царизм неуклонно усиливал на протяжении второй половины XIX века систему придирчивого, тщательного контроля и надзора за деятельностью учителей. Категорически запрещалось создание школ на родном языке, проведение обучения родному языку в существующих школах во внеурочное время. Виновным в нарушении этих предписаний грозили огромными денежными штрафами и тюремным заключением. Начиная со второй половины XIX века, царское правительство стало насаждать новые миссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системе Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Главное место в системе Н.И. Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания через миссионерские православные школы. Н.И. Ильминский считал, что успеху этих школ будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Одновременно с этим и отбор самих учителей для миссионерских школ Н.И. Ильминский предлагал проводить из среды местных жителей, да и учебники для школ по системе Н.И. Ильминского должны были составляться на родном языке учащихся с печатанием их русскими буквами. Основным типом учебных заведений, через которые осуществлялась система Н.И. Ильминского, являлись так называемые «братские» школы, открытие которых началось с 1863 года. Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся и носило религиозный характер. Наибольшего развития «братские» школы достигли в конце XIX века в Поволжье. В местностях с мусульманским населением издавна существовали конфессиональные школы (мактабы, медресе и др.), которые являлись рассадником религиозного фанатизма и пантюркизма. В противовес им царским правительством создавались особые правительственные школы для многочисленных народов России, в этих школах преподавались светские науки подготовленными учителями, владеющими новыми дидактическими средствами. Образовательный уровень, общая организация учебной работы и методы обучения были выше, чем в мусульманских школах; но на первом плане здесь стояли колонизаторские цели - подготовка из среды коренного населения преданных царской власти людей. Благоприятные действия на борьбу нерусских народов за широкое национальное просвещение и развитие прогрессивной педагогической мысли оказали революционно-демократическое движение 60-х г, активная деятельность передовых русских педагогов: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и его последователей, Л.Н. Толстого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития
Готовность к обучению в школе предполагает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности к принятию социальной позиции школьника, к произвольной регул ...

Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, в процессе которого нужно опираться на ряд п ...

Организационная культура
Существует несколько типов культуры: 1. Клановая организационная культура. Данный тип похож на большие семьи, они делают акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Организация поощряет ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru