Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Страница 1

Важнейшим событием в истории Древней Руси и Русского государства было принятие христианства в 988 г., изменившее содержание и характер воспитания и обучения. Воспитание детей проводилось преимущественно в семье, хотя сохранялись и традиции более ранней эпохи: включение детей в раннем возрасте в доступные им трудовые процессы, разница в подготовке к взрослой жизни юношей и девушек. В условиях семейного воспитания особую роль играли родители, особенно ценилось влияние матери. Не случайно впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть «матерым», т.е. воспитанным матерью. В конце ΙХ – Х вв. на территорию Древней Руси вместе с христианством стала проникать созданная в 863 г. Кириллом и Мефодием славянская азбука. Однако, настоящее распространение письменности и организации систематического обучения началось, безусловно, с момента крещения Руси. Вопросы обучения, связанные с созданием школ на Руси, решались непросто. Первая школа, которую по типу можно отнести к «школам учения книжного», была открыта вскоре после принятия христианства. И хотя школы стали новым явлением для славян и родители неохотно отдавали детей на обучение, результаты не заставили себя ждать: уже к середине ХΙ в. в Киеве появились люди, обладавшие достаточно широкими знаниями. Так появились первые учителя того времени. Особую роль в распространении образования сыграл Ярослав Мудрый (ок. 978 – 1054). Он создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе, которая включала переводные произведения с греческого и древнеболгарского. Для переписки книг для этой библиотеки князь Ярослав привлек большое количество писцов. К редким изданиям относятся с большим уважением. Кроме того, Ярослав мудрый открыл школы в Киеве, Новгороде и ряде других городов. Его деятельность была продолжена князьями, так что к середине ХΙΙΙ в. школы «учения книжного» существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и многих других городах Руси. Главным в этих школах считалось чтение и усвоение книжной мудрости по сборникам (хрестоматиям), вводившим новокрещеных славян в круг идей и представлений, связанных с принятой ими верой.

В целом можно говорить о том, что процесс обучения элементарной грамоте на Руси захватил достаточно широкие слои населения.

Ведущее значение церкви и священнослужителей в вопросах воспитания и образования нашло отражение в деятельности монастырей, ставших крупнейшими центрами образования того времени. В них приходили не только люди, стремившиеся к принятию духовного звания, но и желающие поучиться у грамотных монахов чтению и письму. То есть учителями, как и ранее, становились лица духовного звания. Они в своей деятельности, прежде всего, стремились учить Священному Писанию, важнейшим житейским правилам и, конечно, научным знаниям, необходимых для будущей самостоятельной жизни учащегося. Таким образом, роль педагога того времени имела огромное значение для развития Русского государства.

В конце ХVΙ в. на Руси появились первые печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510 – 1583) в Москве, а потом в 1574 г. во Львове и в 1580 – 1581 гг. в Остроге издал знаменитые буквари, в которых нашел отражение опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.

Серьезные изменения в образовании начались в ХVΙΙ в., когда после Смутного времени Московское государство стало постепенно менять свою политику. В первую очередь изменения коснулись повышенного образования, в то время как на уровне начального обучения не произошло каких-либо перемен; грамоту по0прежнему могли осваивать при монастырях или церквах. Однако в верхах общества со второй половины ХVΙΙ в. появилась тенденция приглашать в семью учителей-иностранцев для обучения детей прежде всего иностранным языкам. Также появлялись новые школы, где изучались риторика, логика, физика, грамматика и разные языки. Вместе с тем изменение отношения к образованию и появление в ХVΙΙ в. новых типов школ вызвало озабоченность духовенства, которое опасалось, что вместе с западной образованностью в Россию проникнут католицизм и всякие ереси.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Правовая культура: понятие, структура, функции
Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и ее структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 2 ...

О российских программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эф­фективность и качество образова­ния детей в ДОУ, важная роль при­надлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: опреде ...

Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловле ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru