Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Воспитание, школа, педагогическая мысль и деятельность педагогов в России, начиная с древних лет до начала ХХ в

Страница 2

Зарождение педагогической мысли в Древней Руси началось в ХΙ – ХΙΙΙ вв., когда духовные идеи Византии питали собой формировавшуюся отечественную культуру. Именно в этот период сложились основные представления о воспитании и обучении, на столетия вперед определившие характер и развитие отечественного образования.

Одним из наиболее распространенных жанров того времени были поучения – своеобразное отражение традиционных наставлений отца сыну, - характерные как для Запада, так и для Руси. Одной из вершин педагогической мысли тех лет считался «Домострой», составленный известным деятелем окружения Ивана Грозного – протопопом Сильвестром. При своей жанровой схожести с подобными западноевропейскими произведениями, «Домострой» насыщен сугубо православными тонами. Сочинение состоит из трех частей, главной из которых является первая, посвященная строительству духовно-религиозной жизни дома, семьи и каждого христианина. Вторая часть касается мирских, семейных отношений. Третья часть советует, как обустроить дом, содержит хозяйственные рекомендации. В заключении на примерах описывается результат использования данных в книге наставлений.

Однако наряду с сохранением старых идеалов в ХVΙΙ в. в связи с начавшимся сближением со странами Европы в России стали более активно проникать как элементы западной образовательной системы, так и новые педагогические идеи.

В результате к концу ХVΙΙ в. старообрядческий подход, хотя и имел своих сторонников, не получил общественной поддержки. На смену старому, традиционному взгляду на воспитание в связи с изменившимися условиями существования государства и общества и их потребностями пришли новые педагогические идеи, прежде всего, стала более широко развиваться школьная система обучения.

К концу ХVΙΙ в. – началу правления Петра Ι – педагогическая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом. Быстро растущие потребности Российского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Строительство мануфактур, заводов, развитие промышленности в целом, внутренней и внешней торговли, усиление армии и флота для проведения военных действий за выход к морю против Турции и Швеции сразу же потребовало большого количества специально обученных людей. Стала очевидной необходимость активации реформы просвещения, создания большого количества школ для быстрой подготовки офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей и др. Поэтому, организуя в новых условиях процесс обучения, государство сделало его разнообразным. Одна из главных ролей в проведении реформы церкви и образования принадлежала Феофану Прокоповичу (1681 – 1736), который был православным священником и европейски образованным человеком.

Серьезную проблему в тот период представляла нехватка учительских кадров: Ф. Прокопович считал, что перед началом работы учителей надо испытывать, насколько хорошо они знают науку, умеют ли рассказывать, заинтерисовывать учащихся. В 1721 г. он открыл в собственном доме школу, для которой собрал несколько тысяч книг. Предпочтение при приеме отдавалось детям-сиротам и детям из бедных семей. Для обучения священнослужителей Ф. Прокопович предлагал создавать при епархиальных храмах школы и учить в них в первую очередь детей священников.

В общем, образовательная реформа Петра Ι имела ряд особенностей прежде всего в связи с необходимостью удовлетворения хозяйственных и военных нужд государства в специалистах создавались различные профессиональные школы. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и др. Так создавались горнорудные школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Существовали школы для обучения переводчиков, врачей и т.д. Таким образом, профессиональная направленность новой организации явилась главной особенностью реформы. И для различных сословий создавались свои школы. Выдающийся деятель просвещения Петровской эпохи, видный математик и преподаватель, а также долгие годы руководитель всей учебной частью Школы математических и навигационных наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739) внес огромный вклад в методику школьного обучения и в дело развития профессионального образования в России. Также последовательный сторонник петровских преобразований, один из первых отечественных историков, автор многих педагогических сочинений Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) тоже вложил немало для развития образования. Отводя наукам главную роль в образовании, В.Н. Татищев одним из первых в отечественной истории попытался дать их классификацию, исключительно с практической точки зрения. Главными критериями были польза или вред, которые они приносят. Он разделил науки так: 1) нужные (домоводство, врачевание, умение владеть оружием, логика, богословие); 2) полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные языка, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия); 3) щегольские (стихотворство или поэзия, живопись, музыка, танцы, верховая езда); 4) любопытные (астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия); 5) вредные (гадания и волшебства всякого рода). Главная задача обучения, по мнению В.Н. Татищева, состояла в освоении нужных, полезных наук. Общее образование для всех должно было предшествовать образованию специальному, которое начиналось приблизительно с 10 лет, когда следовало начинать обучать ребенка какому-либо ремеслу. В.Н. Татищев, являясь сторонником профессионального образования, успешно претворял в жизнь свои идеи. Серьезную ответственность В.Н. Татищев возлагал на учителя, видя в нем не только преподавателя, но и воспитателя молодежи, который и готовит ее к полноценной жизни и труду. Он ратовал за индивидуальный подход, за обучение с учетом интереса и склонностей учеников. Содержанием обучения определялось с позиции определения практической надобности того или иного предмета. В отношениях методов обучения В.Н. Татищев был достаточно традиционен, предлагая, в частности, использовать обучение младших учащихся старшими. В 1703 г. была заложена новая столица –Санкт-Петербург. Город стал в короткий срок важнейшим военным, торговым, политическим, культурно-научным центром страны. Именно здесь была устроена первая Публичная библиотека, выпущена первая газета «Ведомости», открылся первый естественно–научный музей Кунсткамера и др. Здесь же в Санкт-Петербурге, после смерти Петра Ι, но по его проекту была открыта Академия наук (1725) с подчиненными ей академическим университетом и гимназией (1726). Для работы в Академии наук из-за границы, преимущественно из германских университетов, были приглашены 16 известных европейских ученых. Деятельность Академии наук и университета при ней послужила основанием для создания впоследствии Московского университета (1755).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Особенности изучения методики на современном этапе
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процесс ...

Значение русского языка как предмета
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, осно ...

Сенсомоторное развитие дошкольников
Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей. Сенсорное развитие ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru