2. Подражание, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. На этом этапе дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ч’] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.
Если ребенок не может выполнить в соответствии с образцом требуемые движения, нужно возвращаться к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям и т. д.). Перед зеркалом ребенку показывают, как правильно произнести звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Иногда у ребенка сразу получается правильно произнести звук, но это происходит при условии, что у него уже сформировались речевые средства (мышцы артикуляционного аппарата достаточно подвижны, слуховое внимание).
После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, нужно сделать попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей его используют в сочетании с третьим способом.
3. С механической помощью. Этот способ используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Необходимо рассмотреть возможные способы постановки шипящих звуков с механической помощью.
Постановка звука [ш]:
- от звука [с]: предложить ребенку произнести долго с-с-с или слог са и в момент произнесения поднимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо с-с-с или са послышиться ш-ш-ш или ша. При этом нужно сосредоточить внимание ребенка на верхнем положении кончика языка.
- от звука [р]: затормозить вибрацию кончика языка с помощью зонда или слова «стоп», предложив удержать артикуляцию и запомнить позу. Звук [ш] можно также поставить от шепотного звука [р].
Постановка звука [ж]:
- на базе звука [ш] с помощью вызывания голоса;
- от звука [з] аналогично постановке звука [ш] от [с];
- от звука [р], затормозив вибрацию кончика языка.
Постановка звука [ч’]:
- от звука [ц], отодвинув в момент его произнесения опущенный вниз кончик языка немного назад;
- от звука [т’]: предлагается произнести слог ать и в это время кладется шпатель или зонд под кончик языка, приподнимая его за верхние резцы.
Постановка звука [’]: от звука [с’] аналогично постановке [ч’] от [т’].
Затем уточняют произнесение изолированного звука. Для этого логопед подбирает картинку-символ, с которой будет соотноситься звук (лопнувшая шина - [ш], жук - [ж], поезд - [ч’], змея - [’]). Звук длительно или многократно повторяют, чтобы добиться четкого произношения. При этом привлекается внимание ребенка к правильному звучанию и положению органов артикуляции .
При работе с любым способом постановки следует избегать названия звука, который нужно получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Нужно называть звук с помощью звукоподражаний. Каждое занятие следует начинать с уточнения артикуляции и произнесения звука. Это позволяет привлечь внимание детей к правильному положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Статьи по теме:
Трудности профессионального самоопределения
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе лежит несколько групп противоречий: противо ...
Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического
овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...
Признаки равенства треугольников
Основная идея доказательства I и II признаков равенства треугольников в учебнике Атанасяна (4) и др. Атанасян Л.С. состоит в последовательном осуществлении наложения одного из данных треугольников на ...