Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

8. Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

9. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

10. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

При формировании правильного звукопроизношения у детей необходимо соблюдаться ряд общих требований:

1. Необходимо соблюдать строгую последовательность этапов логопедической работы.

2. При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный).

3. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

4. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (в начале слова, середине, конце), словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, стихах, в тексте и разговорной речи.

5. В лексическом материале для автоматизации и дифференциации звуков должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков, не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, а также необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.

6. Необходимо постепенно и систематически повышать темп речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. В таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление звука.

7. Необходимо постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным, от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

8. Необходима параллельная работа над двумя звуками. Нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов (например, бокового произнесения звука [с] и постановкой звука [л]). Это может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками (например, над звуками [р] и [ш], требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения).

9. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос.

10. Логопедические занятия должны быть систематичными (не реже трех раз в неделю). Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях, где объединяют детей, у которых исправляют один и тот же звук. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки, и у них наступает переутомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...

Раскрытие понятия «компьютерные программы», цели и задачи их реализации
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подх ...

Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельно ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru