6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например (д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.) .
Каждый вид неправильного произношения имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и другие; парасигматизмы — призубный, шипящий и другие. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
— искаженное произношение звука. Например, [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например, «коова» (корова);
— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (к названию нарушения звукопроизношения добавляется приставка пара-). Например, «колова» (корова).
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков заключается в нарушении фонематического слуха. Дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [р] и [л]). Подобные нарушения называются фонематическими (фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки — как «ложки».
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие (с, з, ц) заменяются звуками (т, д) (собака — «тобака», зайка — «дайка», цапля— «тапля»), а звук [р] искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.
Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно.
Более подробно необходимо рассмотреть такое нарушение звукопроизношения как шипящий сигматизм, что является темой данного исследования.
Шипящий сигматизм – это такое нарушение звукопроизношения, при котором неправильно произносятся шипящие звуки: (ш, ж, ’, ч’).
Все звуки данной группы по месту образования являются переднеязычными, а по способу образования – щелевыми, кроме звука [ч’], т. к. он является смычно-щелевым. Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции звука [ш] только наличием голоса. Артикуляция звуков [’] и [ч’] отличается от артикуляции звуков [ш] и [ж] дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу.
Таким образом, для группы шипящих звук [ш] является базовым, от него в процессе коррекции ставятся остальные звуки.
Далее рассмотрим положения органов артикуляционного уклада при произнесении шипящих звуков в норме.
При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка выдвинуты вперед («трубочкой»), зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними составляет примерно два-четыре миллиметра. Верхние и нижние резцы при этом видны. Кончик языка широкий, поднят к альвеолам (бугорки, находящиеся за зубами) и к передней части твердого неба и образует с ним щель. Передняя часть спинки языка широкая и поднята к небу за альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена и прогибается книзу (так называемое «дно ковшика»), а задняя часть языка приподнята и оттянута назад («задняя часть ковшика»). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам («боковые края ковшика»). Мягкое небо приподнято, голосовые связки не напряжены и, таким образом, голос не образуется. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет сильная, широкая и теплая.
Статьи по теме:
Понятие «доктрины образования» и основные доктринальные
положения
Национальная Доктрина российского образования исходит из следующих основных положений, подводящих итог современным воззрениям на развитие и будущее отечественного образования. 1. Образование — ведущи ...
Описание диагностических методик
Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова) Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, л ...
О влиянии музыки на психику ребенка
«Не всякая музыка годится для всякого человека» Гиппократ. Музыка оказывает большое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В наши дни ребенка окружает музыка, разная по качеству и степ ...