Логопедические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Логопедические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

При образовании звука [ж] артикуляция такая же, что и при образовании звука [ш]. Но она дополняется работой колеблющихся голосовых связок. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, чем при звуке [ш], а щель между кончиком языка и твердым небом немного меньше.

Теперь рассмотрим уклад органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [’]. Губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят к верхним зубам, но находится ниже, чем при звуке [ш]. Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к середине твердого неба, а задняя часть опущена и продвинута вперед. Небная занавеска приподнята, голосовые связки разомкнуты, голос не образуется. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. При этом образуется сложный шум, более высокий, чем при образовании базового звука [ш].

При образовании смычно-щелевого звука [ч’] губы находятся в таком же положении, как и при произношении всех шипящих, а именно вытянуты и округлены. Расстояние между зубами составляет примерно один – два миллиметра. Произнесение звука [ч’] начинается со смычного элемента. При этом кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя часть стенки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть выгнута и направлена к твердому небу. Весь язык несколько продвинут вперед. Произнесение звука заканчивается щелевым элементом. Причем граница между щелевым и взрывным элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно. Мягкое небо при произнесении звука [ч’] приподнято, а голосовые связки расслаблены, и голос не образуется.

Таким образом, в отношении правильной артикуляции шипящих звуков можно сделать следующие выводы:

1) широкий передний край языка поднимается к передней части твердого неба, при этом кончик языка образует щель с твердым небом (при звуке [ч’] образуется сначала смычка, а потом щель);

2) боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

3) зубы выдвигаются вперед и округляются;

4) воздушная струя идет посередине языка.

Необходимо рассмотреть виды нарушений шипящих звуков, а также причины их возникновения. Встречаются такие виды шипящего сигматизма как межзубный, боковой и носовой.

Межзубный сигматизм. При этом виде нарушения звуки имеют шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцам, образуя с ними плоскую щель. Спинка языка опущена и не образует заднюю часть «ковшика». Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая и рассеянная.

Возможными причинами возникновения межзубного сигматизма являются следующие:

1) укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к твердому небу;

2) высокое и узкое твердое небо.

Боковой сигматизм. Вместо нормального произношения слышится своеобразный хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, также может наблюдаться легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы. Стенка языка образует смычку с альвеолами, в основном одна ее половина, а другая половина опущена вниз. Боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможными причинам возникновения бокового сигматизма являются:

1) слабость мышц одной половины языка;

2) параличи, парезы;

3) боковой открытый прикус.

Носовой сигматизм. Нормальный звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий звук [х] с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен и оттянут вглубь рта, задняя часть языка поднята вверх и соединяется с мягким небом, а боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Возможной причиной возникновения носового сигматизма является излишнее напряжение задней части языка.

Нарушения произношения, при котором происходит замена шипящих звуков другими звуками, называются парасигматизмами. Встречаются губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.

Таким образом, в зависимости от вида шипящего сигматизма будет строиться коррекционная работа по исправлению нарушения звукопроизношения.

В заключение данного параграфа необходимо сделать следующие выводы:

1. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. В зависимости от того, какая группа звуков нарушена, выделяют следующие дефекты звукопроизношения: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм, дефекты озвончения и смягчения. В зависимости от количества групп звуков нарушение может быть простым и сложным.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Игра. Функции игры на уроке иностранного языка
Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Задача учителя иностранных языков сд ...

Анализ учебной и учебно-методической литературы по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru