Например, в одном из своих стихотворений Новалис так описывает синтез чувств:
Когда не знаки и не числа
Дадут ключи мирского смысла,
Когда певец или влюбленный,
Узнает больше, чем ученый,
Когда на волю мир умчится
И заново к миру обратится,
Когда сияния и мраки
Опять сольются в ясном браке,
И в сказках разгадают снова
Историю пути мирского.
Тогда-то тайна прозвучит
И извращенный мир отлетит.
Как видим, для романтиков была неприемлема власть вещей, они чувствовали мир, а не «ощупывали» его. Более сложные примеры синестезий стали появляться в литературе уже в XIX-ХХ веках в произведениях М. Горького, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.С. Грина, В.Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта и др. Однако понятие синестезии активно используется не только в литературе. Термин стал популярным в самых различных областях науки – искусстве, психологии, биологии и др., поэтому крайне затруднительно привести точную дефиницию исследуемого явления. Синестезия в различных науках понимается по-разному:
· межчувственные связи в психике;
· поэтические тропы и стилистические фигуры;
· цветовые и пространственные образы;
· взаимодействие между различными видами искусств;
· сложные межсенсорные представления;
· «естественные» ассоциации, возникающие и закрепляемые в процессе комплексного, бисенсорного восприятия действительности у определенного круга людей, функционирующих в одинаковых географических, исторических и социальных условиях.
Обобщая вышесказанное, мы можем утверждать, что изучение явления синестезии невозможно без осмысления подходов к нему различных наук. Краткое обобщение этих подходов приводится в параграфе 1.2.
Статьи по теме:
Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной г ...
План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: "Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»" Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; ...
Методические особенности изучения нарушений в общении
родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...