Изучением данного вопроса занимались многие ученые. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста (Л.М. Коровина), целесообразность обучения детей основным движениям через игровые компоненты (Н.В. Потехина, Е.А. Коровина).
Исследования А.В. Кенеман и Г.П. Лесковой убедительно показали, что механический путь преображения двигательных умений требует большого количества повторений и приводит к большой трате времени и энергии, к возникновению ошибок. Все эти вопросы поднимаются в новых программах для дошкольных образовательных учреждений «Радуга», «Детство», программа Ю.Ф. Змановского «Здоровый ребенок», программа «Здоровье В.Т. Алямовской». Все они раскрывают значение движений для развития физических систем растущего организма. Исследования Ю.Ф. Змановского раскрывают принципы рациональной организации двигательной активности детей. Все эти программы направлены также на воспитание у детей заботы о своем здоровье. Хорошей базой по обучению детей уходу за своим телом являются разработки, подготовленные В.Т. Алямовской, предлагается тематика занятий-тренингов под названием «Забочусь о своем здоровье». В программе «Старт» при обучении общеразвивающим упражнениям, детей знакомят с частями тела и их функциями.
Проанализировала региональную программу «Север» по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (авторы О.А. Аухазеева, В.С. Колоткова и др.). Распределение материала занятий основывается на результатах исследования вопросов оптимизации двигательного режима, закономерностей развития основных двигательных качеств, динамики физической подготовленности и работоспособности детей.
Программа «Рекорд - старт», одной из главных целей этой программы является культивирование у детей творческо-ценностного отношения к собственному здоровью, физическому и духовному. Основываясь на принципе культуросообразности, эта программа определила основными направлениями в образовательной работе как развитие культуры движений и оздоровительную работу.
Интересной, на мой взгляд, является методика физического воспитания детей дошкольного возраста под редакцией Л.Д. Глазыриной и В.А. Овсянкиной. Они предлагают нетрадиционные методы обучения детей двигательным навыкам, выражающие идею гармонического развития ребенка гуманистическим путем. Основное внимание в управлении деятельностью детей в системе занятий физической культурой уделяется личной деятельности воспитанников.
Для изучений физических упражнений детям необходимо знать элементарные представления о строении своего тела и понимать необходимость заботы о своём теле. Большое внимание в детском саду уделяется теме культуры здоровья, которая включает в себя следующие разделы:
- Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- Ценности здорового образа жизни.
- Навыки личной гигиены.
Нельзя не вспомнить опыт семейного воспитания Б.К. Никитина и Л.А. Никитиной (книга «Резервы здоровья наших детей»). Их опыт по физическому воспитанию можно считать уникальным. Их подтолкнула к экспериментированию суровая необходимость. Эксперимент на своих детях требует большого мужества. Их систему можно уподобить искусству, где успех зависит, прежде всего, от таланта. А ведь их система отличается, прежде всего, повышенными нагрузками.
Анализируя данную литературу, я определила основные моменты в предстоящей практической деятельности:
Статьи по теме:
Новая философия взаимодействия
воспитателя ДОУ и семьи
В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педаг ...
История развития преподавания математики
Первое упоминание о школе встречается в древне египетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры, которая называлась дворцовой и обучались в ней жрецами дети царских сановников начатка ...
Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых инте ...