Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Всё это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы (схема прилагается). Осмысление данной схемы позволяет глубже уяснить сущностную характеристику обучения и дидактические подходы к его практическому осуществлению.
Эта схема, во-первых, указывает на то, что обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной работы. Во-вторых, выделение отдельных структурных компонентов этого процесса даёт четкое представление о том, как нужно подходить к его организации. В-третьих, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения должна решаться определением целей учебной работы, при формировании потребностно- мотивационной сферы учащихся и структурирование содержания учебных занятий и т.д. – на всех этапах учебного процесса. Именно с этих позиций и обратимся к рассмотрению сущности и назначения каждого структурного компонента обучения.
Статьи по теме:
Технологии работы с детьми группы риска
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: · организацио ...
Методика закрепления математических понятий и предложений
1й приём: учитель предлагает сформулировать и применить те или иные определения, аксиомы, теоремы, которые встречаются по ходу решения задач. Например: построить график функции; определение четной (н ...
Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...