Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфически качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Прежде всего, отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – учащиеся (дошкольники), для которых данный процесс принимает характер умения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся, в каких бы формах она ни протекала.
Таким образом, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Приведённое определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения, важнейшими из них являются следующие:
* стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
* организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
* развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
* выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
* совершенствование учебных умений и навыков.
Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их способностей, необходимо обратится к раскрытию этих понятий.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - это владение способами (приёмами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведённое до высокой степени совершенства. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Статьи по теме:
Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего
школьного возраста
На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание личности основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распр ...
О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...
Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения
к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики ...