Цели и содержание обучения математики

Страница 3

На сегодня общепризнанных критериев отбора основ наук нет, однако делаются попытки их сформулировать. Ю.К. Бабанский предложил следующие критерии оптимизации объема и сложности учебного материала:

целостности содержания, – это означает, что учебный предмет должен отражать все основные направления развития науки;

научной общепризнанности, по которому с некоторыми вопросами можно знакомить учеников, но в основу наук не включать;

научная значимость, которая отражает широту внедрения научных знаний. Они могут иметь всеобщий или частный характер;

соответствие возрастным особенностям ученика, которые тесно связаны с доступностью;

соответствие времени, отведенному на изучения учебного предмета;

соответствие международным стандартам, это означает, что учебные программы наших школ должны соответствовать лучшим мировым примерам аналогичных программ.

Современное содержание школьного курса математики получило научное обоснование. Несмотря на изменения, которые происходят в нем, на продолжении достаточно значительного отрезка времени оно сохраняет свое основное ядро:

числовые системы;

величины;

уравнения и неравенства;

тождественные преобразования математических выражений;

координаты;

функции;

геометрические фигуры и их свойства, измерение геометрических величин; геометрические преобразования;

векторы;

основы математического анализа.

Каждый раздел имеет свою историю развития как предмет изучения в средней школе.

Проекты модернизации школьного образования предмета для изучения:

элементарную теорию множеств;

введение в математическую логику;

понятия из современной алгебры (группы, кольца, поля и вектора);

введение в теорию вероятностей и статистику.

Модернизация математического образования означает приведение элементарной математики в соответствие с современными идеями, методами, требованиями. Движение за модернизацию математического образования началось более 100 лет тому назад. Однако целесообразней осовременивать преподавание математики, чем включать в программу новые разделы из современной математики, представляющие методические трудности в изложении.

Модернизация не означает отказа от всего традиционного, а лишь замену тех из них, которые потеряли в настоящее время смысл. Примером такой традиции может служить Евклидова система построения геометрии. Выделим причины, осложняющие ее модернизацию:

она громоздка и изолирует геометрию от остальной математики, и проникновение в нее современных идей;

необходимые для практики геометрические знания приобретаются в пропедевтическом курсе, построенном на использовании опыта и основанном на интуиции; в дальнейшем необходимо введение дедуктивного метода, способствующего развитию логического мышления;

психологический фактор (не приятие современного построения прежде всего учителями).

Таким образом в процессе обучения математики в органичном единстве должны достигаться образовательные, воспитательные и развивающие цели. Учителю математики необходимо точно знать цели обучения в целом и в каждом классе отдельно, что поможет правильно определить цели изучения тем и уроков.

Проникновение математики в другие науки повлияло на формирование целей математического образования и привело к тому что владение математическими знаниями и методами в определенном объеме и специфическим языком математики стали обязательным элементом общей культуры. В процессе обучения математике необходимо формировать у учащихся научные мировоззрения и навыки мыслительной деятельности по добыванию новых знаний, усилить прикладное значение изучаемого теоретического материалы, привить учащимся навыки проведения логических рассуждений и выделения логических следствий, характерных дедуктивному мышлению.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Дозировка, повторность, усложнение и организация игр
Пи проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание ...

Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...

Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа: - Расширить знания д ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru