Цели и содержание обучения математики

Страница 2

В процессе обучения важно добиваться математического развития школьников. Известный педагог С.И. Шварцбург выделяет следующие компоненты математического развитие учащихся:

– развитие пространственных представлений;

– умение выделять существенное, мыслить абстрактно;

– умение переходить от конкретной ситуации к ее математическому описанию;

– навыки дедуктивного мышления;

– умение анализировать;

– умение использовать знания при решении практических задач;

– критичность мышления;

– владение математической речью;

– терпение при решении задач.

По его мнению математическое развитие учеников не может быть обеспечено только программой, а необходимо настойчивая и очень хлопотливая работа учителя.

Термин «Элементарная математика» обозначает два различных понятия. С одной стороны, этим термином обозначают всю математику до 17 века, т.е. «Совокупность таких разделов, задач и методов математики, в которых не пользуются общими понятиями переменной, функции, предела и тем более общим понятием множества», иначе говоря, традиционная элементарная математика (ТЭМ), содержащая арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию и потому имеет лишь историческое значение. С другой стороны, элементарной математикой обозначают школьный предмет, т.е. совокупность математических дисциплин, изучаемых в средней школе, которая изменяется под влиянием развития математической науки и потребностей общества и обладает признаками:

элементарна в смысле начальной, составляющей основы современной математической науки;

элементарна в смысле достаточной простоты и доступности для учащихся средней школы. Другими словами, современная элементарная математика (СЭМ) – это не только и не столько традиционное содержание школьного курса математики, сколько то новое содержание, которое находится в стадии разработки и станет предметом будущей педагогической деятельности.

Проблема содержания обучения является самой сложной и важной проблемой школьного математического образования. Необходимо «отображать такой минимум знаний, который, является стабильным, политехнически ориентированным, включал бы воспитательный аспект и в тоже время был бы достаточным для дальнейшего пополнения знаний, для формирования современного научного стиля мышления и не приводил бы перегрузке учеников».

Содержание школьного курса математики определяется общими целями обучения, содержанием самой математической науки, значением математики и местом ее в системе среднего образования. Современное содержание общего среднего образования и учебных предметов представлены четырьмя видами.

В отношении к математике как учебному предмету это:

система теоретических, методологических, логических, межпредметных, прикладных, историко-научных знаний. Эти знания обеспечивают общее математическое и политехническое образование, является основой формирования мировоззрения;

система обще-учебных, математических, интеллектуальных умений. Она обеспечивает учебную деятельность учеников, применение знаний на практике;

опыт творческой деятельности, накопленный практикой математического познания, необходимый для решения учебно-воспитательных задач, для творческого подхода к овладению математической и применения знаний и умений. Это важный элемент в воспитании творческой личности;

опыт эмоционально-целостных отношений к математическим знаниям, моральных норм, эстетических проявлений действительности.

Все эти четыре вида содержания обучения взаимосвязаны. Так, не зная формул объема пирамиды, нельзя практически найти его. Без умения выполнять вычисления, тождественные преобразования нельзя приобрести полноценных знаний об уравнениях. Тот ученик, который не владеет опытом творческой математической деятельности, обречен на копирование действий. Он не сможет решить нестандартную задачу, потому что не умеет переносить свои знания в новую ситуацию и т.д. И наконец, опыт эмоционально целостных отношений к действительности, которая стала объектом или средством деятельности, способствует формированию качеств личности школьника. Все эти виды содержания надо иметь в виду учителю при организации процесса обучения математике.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Концептуальные модели обучения истории в школе
1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим ( ...

Гиперсоциализирующее воспитание
«Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребе ...

Понятие национального воспитания младших школьников
Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru