Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Страница 1

Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. «Ядром познавательного интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительные процессы». Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) .

Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.

Большую роль в формировании познавательной активности играет взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, нахождению в них аналогии, общего и различность. В исследованиях М. И. Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности .

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во в ...

Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...

Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки
Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте. Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы. Предмет исследования – показатели проявления ра ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru