Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Замечания.
1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.
2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.
Оценка результатов.
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития:
10-8 баллов |
хороший уровень |
7-4 баллов |
средний уровень |
3-0 баллов |
низкий уровень |
Оценка речи младших школьников проводится и по методике, изложенной О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой Игра и игровой тренинг – замечательная возможность для развития познавательных процессов младших школьников.
Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке – бытовой сюжет.
Оценка результата.
Хороший уровень – ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, у него хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи
Средний уровень – школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.
Низкий уровень – ребенок плохо составляет предложения, у него маленький словарный запас.
Диагностика восприятия младшего школьника
Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия мы провели тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, разработанный Л.Ф. Тихомировой.
Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности
/ |
II |
: |
\ |
+ |
/ |
- |
I |
= |
= |
- |
x |
. |
. |
II |
/ |
\ |
+ |
\ |
: |
+ |
I |
\ |
+ |
- |
II |
- |
= |
I |
I |
= |
II |
= |
. |
x |
+ |
/ |
/ |
. |
I |
x |
I |
I |
- |
: |
x |
x |
II |
= |
/ |
: |
- |
II |
+ |
. |
- |
\ |
\ |
+ |
. |
= |
: |
/ |
+ |
- |
II |
I |
/ |
. |
- |
. |
= |
\ |
. |
- |
x |
\ |
- |
. |
- |
II |
: |
+ |
I |
+ |
+ |
x |
. |
+ |
II |
: |
x |
. |
x |
\ |
= |
I |
/ |
I |
: |
Статьи по теме:
Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной
речи младших школьников
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р ...
Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного
возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный хар ...
Понятие профессионального самоопределения
Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определя ...