Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
внимание;
память;
мышление;
речь;
восприятие;
воображение.
Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:
Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;
Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
Выработка рекомендаций.
Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей младших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.
Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников – в процедуре и содержании тестовых задач.
Диагностика внимания младшего школьника
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природнообусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического – развитостью логического внимания и т.д.
С помощью диагностической методики «Корректурная проба» Л.Ф. Тихомировой изучали устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания.
Изучение особенностей внимания
20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.
ж |
ф |
с |
я |
а |
б |
ц |
у |
и |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
ф |
м |
о |
ы |
в |
а |
и |
р |
о |
о |
л |
д |
ж |
з |
я |
ч |
м |
и |
т |
ь |
с |
т |
в |
о |
б |
ю |
е |
а |
в |
ы |
р |
е |
н |
о |
л |
б |
ж |
д |
л |
о |
р |
у |
к |
ц |
у |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
э |
ж |
д |
л |
о |
р |
п |
а |
в |
в |
ы |
е |
а |
е |
ы |
ф |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
б |
ю |
ф |
ы |
в |
а |
к |
й |
ц |
э |
л |
д |
ж |
э |
ц |
у |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
н |
е |
к |
ц |
ф |
у |
к |
и |
м |
с |
ч |
я |
а |
х |
о |
х |
р |
з |
х |
о |
щ |
н |
е |
к |
у |
ы |
в |
ц |
к |
э |
д |
ж |
л |
о |
н |
с |
а |
в |
и |
ф |
ю |
в |
м |
б |
ю |
и |
м |
е |
к |
у |
ц |
з |
щ |
ш |
г |
н |
е |
к |
у |
ц |
м |
с |
ч |
ю |
т |
и |
п |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
з |
щ |
ш |
г |
н |
е |
к |
у |
н |
г |
ж |
д |
л |
о |
р |
п |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
ю |
б |
и |
м |
ф |
ы |
в |
к |
у |
ц |
е |
н |
г |
ш |
щ |
л |
о |
р |
п |
и |
т |
м |
с |
ч |
р |
п |
а |
о |
л |
д |
и |
м |
с |
ч |
и |
т |
б |
л |
о |
д |
ш |
е |
н |
г |
а |
п |
р |
о |
н |
е |
г |
к |
у |
в |
а |
п |
л |
д |
ж |
и |
т |
б |
м |
с |
п |
а |
е |
к |
н |
г |
о |
л |
п |
д |
ж |
ш |
н |
г |
к |
у |
в |
м |
с |
и |
э |
л |
д |
ш |
г |
н |
щ |
у |
к |
е |
н |
д |
о |
р |
г |
с |
и |
т |
п |
р |
к |
у |
е |
н |
г |
ш |
л |
о |
р |
д |
ж |
в |
а |
п |
р |
н |
д |
и |
т |
в |
в |
а |
п |
р |
н |
г |
о |
л |
д |
и |
т |
ж |
з |
х |
к |
у |
п |
р |
н |
е |
с |
и |
т |
р |
н |
г |
е |
ц |
ы |
в |
с |
и |
м |
п |
р |
о |
н |
е |
г |
б |
Статьи по теме:
Возрастные особенности формирования самооценки у младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственн ...
Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...
Понятие национального воспитания
младших школьников
Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы ...