В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Токарева О.А., Ястребова А.В. и др.). Общим для этих указаний является признание связи между развитием устной и письменной речи и развитием высших психических функций.
Следовательно, упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике дисграфии.
Из многочисленных научных исследований известно, что ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.
В опытно-экспериментальной работе, проведенной на формирующем этапе данного исследования, принимали участие 10 учеников 2-Б класса со смешанной дисграфией.
Разработанная и реализованная в рамках данного исследования система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста со смешанной дисграфией ставила перед собой следующие цели:
развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
расширение объема кратковременной зрительной памяти;
развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти;
формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики);
развитие внимания;
развитие звуко-буквенного анализа;
развитие навыков работы с текстом.
Применяемый нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.
Эти упражнения и игры также можно применять на подгрупповых, групповых (фронтальных) логопедических занятиях и на занятиях в группах продленного дня.
Упражнение "По порядку становись!"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Упражнение "Конструирование фигур"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Дидактическая игра "Чего не стало?"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти
Инструкция:
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Дидактическая игра "Запомни рисунки"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки, представленные в приложении 1. Логопед дает инструкцию примерно следующего содержания:
— На верхней картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.
Статьи по теме:
Лексические игры
лексический навык иностранный игра Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удов ...
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Цели и содержание обучения математики
Цели и содержание математического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках и учебных пособиях по математике. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и ...