Методы изучения произведений на уроках чтения

Статьи о педагогике » Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах » Методы изучения произведений на уроках чтения

Страница 3

Самый распространенный прием анализа – беседа, т.е. постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы беседы должны быть целенаправленны, должны ставиться в определенной системе. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы, такие, как выборочное чтение, иллюстрирование или же составление плана произведения, в некоторых случаях чтение по ролям, а в старших классах начальной школы – постановка вопросов к тексту самими учащимися. Последний прием может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

Так как мы рассматриваем младший школьный возраст, особое внимание хотелось бы уделить работе с таким жанром как сказка. Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире". Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам. Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа). Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке
Мы изучили работу Евдокимовой Анны Игоревны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 2, гп. Пойковский, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Модель организации самостоятельной работы уч ...

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru