Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов, но ни в коем случае оно не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:
- Что будет нарисовано? (Содержание);
- Как будут расположены объекты на картине? Что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено на середине, в какой позе и т. д. (Композиция);
- Какие краски лучше взять для картины? (Цветовое решение). Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.
Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.
Пересказ – это устное изложение содержания литературного текста. Редкий урок проходит без пересказа, ибо пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку. Разнообразие видов пересказа повышает уровень речевого развития детей.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа:
ü подробный, близкий к тексту;
ü краткий, или сжатый;
ü выборочный или частичный;
ü творческий.
Подробный пересказ ставит задачей передать содержание образца, сохраняя при этом композицию, логику текста, лексику, синтаксис. Такие пересказы служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, а также средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях.
Краткий (сжатый) пересказ – предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл; отбирать лишь существенное; создавать собственный, сжатый текст.
Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, предлагается пересказать то, что относится к характеристике определенного героя или же то, что характеризует картины природы.
Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте с целью его переосмысления:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении, т.е. придумать начало;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше, т. е. продолжить сюжет; - изменить рассказчика (повествование ведется от 3 лица – пересказ строится от 1 лица, повествование ведется с точки зрения рассказчика – пересказ с точки зрения другого персонажа.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Инсценирование и все ее формы: чтение по ролям, пантомима, постановка живых картин – является cамым трудным и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно простая обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чаще всего чтение по ролям Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям.
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывает сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения прочитанному, развивает речь учащихся. (18)
Анализ произведения. Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие следят за чтением по книге. После чтения осуществляется обучение «думаю во время чтения», т.е. производится анализ прочитанной части.
Статьи по теме:
История развития начального профессионального образования
В России история развития начального профессионального образования складывается в середине 17 века с появлением посольских школ. Начальное профессиональное образование в современном его понимании – з ...
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Значение наследия Ушинского К.Д. в педагогике
В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно прове ...