Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь – всестороннее и гармоническое развитие личности, – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Однако опыт работы, например, В.А. Сухомлинского, позволяет утверждать, что были, да и сейчас есть, педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.
И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Учебники по чтению предусматривают изучение отечественных классиков. Младшие школьники знакомятся с такими писателями как В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.З. Суриков, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин. Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия.
Таким образом, на уроках чтения в начальных классах актуально решение задачи становления развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах».
Цель исследования: определить методы изучения художественных произведений на уроках чтения.
Объект: Уроки чтения в начальных классах.
Предмет: Изучение творчества А.С. Пушкина детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: Если методически изучать произведения А.С. Пушкина на уроках чтения в начальных классах, то восприятие их детьми будет эффективнее.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- Определить цели и задачи уроков чтения;
- Рассмотреть творчество А.С. Пушкина в рамках программы начальных классов;
- Разобрать методы изучения произведений на уроках чтения.
Статьи по теме:
Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельно ...
Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...
Развитие учащихся в процессе обучения
При определении сущности обучения важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Умственное воспита ...