Слово интетьер пришло в русский язык через французское посредничество из латинского языка, где inter означает “внутри”. Таким образом мы проверили безударную гласную и.
Или лексическая единица колоссальный, где с помощью латинского colossus “большая статуя” можно проверить не только вторую безударную о, но и удвоенное написание согласной с.
Латинским terra “земля” можно одновременно сделать проверку двух букв в таких словах, как терраса, территория: гласной е и удвоенной согласной р.
Обратимся к примерам шестого класса. Вторая безударная гласная и в слове инициатива может быть проверена заимствованным initium - «начало». Или, например, лексическая единица литература произошла от латинского litera - «буква». Поэтому буквально литература означает «письмена». Здесь именно с помощью этимологии объясняется написание непроверяемой орфограммы и.
Написание слова университет объясняется латинским universus “весь, общий”.
Теперь обратимся к списку словарных слов 7 класса. Офицер (непроверяемая и) от officium – “служба”. Буквально офицер – “служащий человек”. Сигнал – от латинского signum, что в переводе означает «знак».
Слово демонстрация было заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, где demonstracja восходит к латинскому monstro “показывать”.
Итак, из приведенных выше примеров мы видим, что благодаря умелому использованию знаний о происхождении слов, учащиеся, скорее всего, не допустят таких орфографических ошибок, как копитан, сонаторий, кандедат, энтерьер, коласальный, тираса, тиретория инециатива, летература, унивирситет, офецер, сегнал, деманстрация. Поэтому очень важно, чтобы учитель объяснил, что с помощью этимологии можно проверить даже словарные слова, рассматривая их в качестве слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Например, вита - витамин, монстро - демонстрация, манус - маникюр, кандидус - кандидат, вермис - вермишель, дисципулюс - дисциплина, фонтис - фонтан, доцео - доцент, орно - орнамент, филиа - филиал, аква - аквариум.
Такой вид работы способствует закреплению в сознании учеников сведений о происхождении «трудных» слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.
Также довольно важным методом преподавания русского языка является подбор этимологически однокоренных слов. Ниже приведено примерное задание на данный вид работы. Вспомнить и назвать как можно больше слов…
1)…имеющих в своем составе исторический корень кап- (от латинского слова caput «голова»);
2)…восходящих к латинскому manus, что означает «рука»;
3)…восходящих к латинчкому memor «память»;
4)…восходящих к латинскому porto, что означает «ношу»;
5)…восходящих к латинскому quartus “четвертый»;
6)…восходящих к латинскому terra “земля”;
7)…восходящих к латинскому albus «белый».
Примерный перечень слов, которые могут назвать ученики:
1) Капитан, капрал, капуста, капюшон, капор, капот, капитал, капитализм, капиталист, капиталистический, Капитолий.
2) Маникюр, манеж, манеры, манжета.
3) Мемориал, мемориальный, меморандум, мемуары, мемуарный.
4) Портфель, портативный, экспорт, импорт, паспорт, транспорт, портрет, портмоне, портсигар.
5) Квартал, квартира, квартет.
6) Терраса, территория;
7) Альбинос, альбом, альбатрос.
При выполнении этого задания учащиеся соотносят созвучные части слов по значению – изучение слов с этими частями с помощью этимологического анализа на предыдущих уроках вооружает их таким умением. Кроме того, данный вид работы детям особенно интересен. Он вызывает у них дух соревновательности. Опираясь на знание этимологии, ученики сознательно активизируют свой словарный запас, что способствует его развитию. К тому же такое упражнение повышает внимание школьников, так как они не должны повторять уже названные слова.
Статьи по теме:
Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...
Исследование результативности дифференцированного обучения
При организации дифференцированного обучения в школе встает проблема определения результативности дифференциации. Эта проблема сложная. Что выбрать в качестве показателей результативности дифференциа ...
Возрастные особенности формирования самооценки у младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственн ...