- Средний (базовый) уровень
- Уровень выше среднего
- Высокий уровень правовой культуры.
Правовая культура в современном обществе выполняет ряд таких функций, как: познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная, прогностическая и правосоциализаторская.
Как мы выяснили, в жизни подростков можно выявить такие виды девиантного поведения, как: агрессивность, алкоголизм (злоупотребление алкоголем), наркотизм (употребление наркотиков), присвоение детьми и подростками чужих вещей. Все выявленные девиантные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свои крайние формы проявления.
В ходе проведенного исследования мы можем сделать вывод о сформированности уровней правовой культуры в выбранных нами учебных заведениях, и каким образом она влияет на девиантное поведение школьников.
Анализируя анкетные данные, можно сказать о том, что у школьников 32-й гимназии, 112-й школы и 14-й общеобразовательной школы Новоильинского района уровень правовой культуры выше среднего. У учеников 94-й школы наблюдается средний (базовый) уровень правовой культуры.
32-я гимназия, 112-я, 14-я общеобразовательная школа: в них проводятся дополнительные занятия по правовому воспитанию. Ученики имеют базовый уровень знаний о своих правах и обязанностях, о мерах наказания.
94-я школа: несмотря на проводимые занятия (количество которых должно быть несоразмерно больше), подростки не в полной мере осознают последствия правонарушений в силу своего возраста, не желают принимать общепринятые нормы поведения в обществе.
Вместе с тем, исследование показало, что имеется значительная часть школьников, которые считают возможным для себя преступить закон(25%), т.е. совершить различного рода правонарушения, начиная от распития спиртных напитков в общественных местах (50%) и заканчивая кражами чужого имущества. В отдельных случаях школьники не видят в подобных действиях признаков противоправного поведения. Опрос школьников показал, что основной причиной отсутствия должной правовой культуры является ненадлежащая информированность школьников о праве, правовых предписаниях и запретах(75%). Это связано с тем, что в рамках школьной программы учебные дисциплины, предусматривающие передачу знаний о правовой действительности современного государства присутствуют, но количество часов, которое им отведено, недостаточно для того, чтобы в полной мере усваивать и осмыслять учебный материал школьниками. Также отсутствуют практические уроки по применению права. Более того, в настоящее время школы должны выступать субъектом профилактики девиантного поведения, однако не все проводят необходимых внеурочных мероприятий по организации досуга школьников по исключению вредного влияния улицы. Школы не уделяют должного внимания к сотрудничеству с другими субъектами профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних: ПДН, КДН, досуговые спортивные, культурные учреждения. Деятельность ПДН по профилактике, предупреждению правонарушений в подростковой среде мало эффективна. Наличие в школе сотрудника полиции призвано внушать страх потенциальным правонарушителям. Мероприятия по взаимодействию со школой в сфере снижения подростковой девиации зачастую не проводятся, все заканчивается планами на бумаге. Это связано как с большой загруженностью сотрудников ПДН, так и с бюрократизмом, формальными отписками. Также о показателе уровня правовой культуры говорит и статистика из отдела ПДН Новоильинского района: в 32 гимназии на учете состоит 2 человека (алкогольное опьянение, совершение антиобщественных действий), в 112 школе 2 человека (алкогольное опьянение, совершение антиобщественных действий), в 14 школе 3 человека (алкогольное опьянение, совершение антиобщественных действий, мелкое хулиганство), в 94 школе 19 человек (алкогольное опьянение, совершение антиобщественных действий, мелкое хулиганство, кража, побои). Из полученных данных можно сделать вывод, что чем выше уровень правовой культуры у человека, тем меньше вероятность того, что он совершит правонарушение.
Статьи по теме:
Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся
1 класс с дизартрией
Часто общаясь с ребенком родители не замечают – как он говорит. Им важнее – что скажет малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ...
Место внешкольной работы в социализации подростков
При организации внешкольной воспитательной работы необходимо направить усилия на: 1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эсте ...
Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре ...