Часто общаясь с ребенком родители не замечают – как он говорит. Им важнее – что скажет малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него. Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. Кроме того, диалог опирается на ряд Невербальных средств – на непосредственную предметную ситуацию, интонацию собеседника, его мимику, жесты. Диалог допускает значительную грамматическую неполноту и имеется специфический словарь, который тоже задает непосредственная ситуация.
Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится о «удобстве» слушателя.
В психолингвистике устная монологическая речь определяется как «развернутое высказывание на заданную тему». Близко к понятию монологической речи и понятие «связная» речь, чаще употребляемое в исследованиях, посвященных речевому развитию. Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочно оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп связанных в целостную структуру. При этом все побочные ассоциации должны тормозиться и не должно быть повторений Понятно, что это достаточно сложная задача. Формировать а затем тренировать навыки «связной» речи необходимо в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма. Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.
С целью проявления определения состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме были проведены следующие исследования:
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Методики проводятся в виде игры.
Ребенку не делается замечаний. Заметив ошибку, не пытатются учить отвечать его правильно.
Речевой материал исследования рассчитан на детей старше 4,5 лет
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Для обследования использовалась сюжетная картинка с изображёнными на ней несколькими действующими лицами. От ребенка требовалось рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не задавая наводящие вопросы обследуемому. Он должен был самостоятельно выполнить задание. Рассказ ребёнка был написан дословно и далее был полностью проанализирован.
Параметры оценки:
1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
3. Ребенок строил фразы грамматически правильно без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей). 4. Ребенок использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов.
5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома. Хорошо, если последовательность событий, изображенным на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3–4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.
Статьи по теме:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественну ...
Основные положения получения высшего образования и
проблематика его получения
В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений ...