Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:
- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);
- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;
Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.
На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.
Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.
№ п/п |
Тема |
Изучаемое понятие |
1. |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения. |
Особенности поэтических интонаций. |
2. |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…" |
Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях. |
3. |
Стихотворные размеры. |
Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. |
4. |
Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского) |
Понятие о балладе. |
5. |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством" |
Картины природы и народной жизни в повести. |
6. |
Роль фольклорных элементов в повести. |
Поэтизация чистой и светлой любви. |
Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.
Тест.
1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?
а) гражданская тематика
Статьи по теме:
Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольш ...
Структурно-функциональная модель
взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен полу ...
О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...