На вопрос, какие меры воздействия вы оказываете на поведение ребенка, 40% родителей ответили, что применяют наказание (запрещают гулять, встречаться с друзьями), 37,5% воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни, 22,5% воздействуют на ребенка физически ("ремень").
Девиантным поведением 37,5% родителей считают нарушение принятых социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, 12,5% − нарушение принятых социальных норм и 50% родителей не задумывались над этой проблемой. Основными причинами отклонений в поведении детей 62,5% респондентов считают влияние улицы, 32,5% − занятость родителей, 2,5% − неполные семьи, 2,5% − экономический кризис.
По мнению 57,5% родителей, заниматься проблемами трудного ребенка должен классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог, 17,5% считают, что проблемой асоциального поведения должен заниматься психотерапевт, 15% − инспектор по делам несовершеннолетних, 10% − родители. Основной причиной тревоги родители назвали: 83,3% − компания во дворе и 16,7% − отрицательный пример отца.
На основании проведенного исследования отношения родителей к проблемам трудного ребенка можно сделать следующие выводы:
1) основная масса детей большую часть дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем;
2) главной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время;
3) многие родители не задумываются над проблемой осложненного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени − их занятость.
4) по мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
Учителям школ хорошо известно, что если способности ребенка отстают в своем развитии, формируются односторонне, это приводит, в конечном, счете к конфликту или повышенной готовности к нему. В учебно-воспитательном процессе учителя в основном обращают внимание на способности к познанию: пунктуальность, аккуратность, послушание, вежливость, усердие в деятельности, обязательность и т.д. Первичные же способности - базовые - нередко уходят из поля зрения. Так, например, потребность ребенка в защищенности и в доброжелательном отношении учителя может проявляться в отказе посещать школу, в агрессивности, в упрямстве. Дефицит внимания к ребенку пробуждает в нем способность привлечь его к себе различными неадекватными способами. Родители же и учителя, ориентируясь только на результат внутренней борьбы ребенка - его поведенческие реакции, не могут решить проблему, усугубляют ее запретами, наказаниями и другими привычными формами воспитания. И проблема ребенка, в общем-то несложная, превращается в более серьезную, например, вызывает психосоматические нарушения, девиантное поведение.
Поскольку первичная способность - к любви - возникает на базе эмоциональных отношений, воздействие на ребенка станет более эффективным, если путь к его душе и разуму будет начинаться именно с первичных способностей. Модели такого пути на примере распространенных школьных проблем и двусторонних подходах к ним представлены в таблице 1 .
Статьи по теме:
Проблемы профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для ра ...
Дистанционное обучение
Реализация данной образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение ...
Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля
Так как любому непустому конечному множеству соответствует только одно натуральное число, то вся совокупность конечных множеств разбивается на классы равномощных множеств. В одном классе будут содерж ...