Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
В кружке могут заниматься 10–15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной и станочной обработки древесины.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе – два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием.
Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева в следующей таблице:
Темы |
Общее кол-во часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Вводное занятие |
2 |
2 |
– |
I . Основные сведения о древесине Строение и свойства древесины Основные древесные породы Природные формы и пороки древесины Производство, сушка и хранение древесных материалов |
1 1 1 2 |
0,5 0,5 1 1 |
0,5 0,5 - 1 |
Итого: |
7 |
5 |
2 |
II . Обработка древесины Разметочные работы Пиление Строгание Сверление Долбление и обработка криволинейных поверхностей Точение |
4 4 3 3 3 3 |
1 1 1 1 1 1 |
3 3 2 2 2 2 |
Итого |
20 |
6 |
14 |
III . Склеивание и обработка склеенных заготовок Подготовка материала для склеивания Склеивание Использование склеенных заготовок |
3 3 3 |
1 1 1 |
2 2 2 |
Итого |
9 |
3 |
6 |
IV . Отделка и украшение изделий из древесины Столярная подготовка к отделке Отделочная подготовка древесины Отделка древесины лакокрасочными материалами Выжигание Резьба по дереву |
3 3 5 10 3 |
1 1 1 2 1 |
2 2 4 8 2 |
Итого |
24 |
6 |
18 |
Всего |
60 |
20 |
40 |
Статьи по теме:
Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения
знаний
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы: - Актуальность дидактического материала; - коллективность; - соревновательность. ...
Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских и земских
школах
Внутренний строй жизнедеятельности данных типов школ был направлен на практическое осуществление поставленных перед ними задач. Так, в церковно-приходской школе реализация образовательных задач являл ...
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворял ...