Обобщая результаты исследования досуговой сферы подростков можно сделать следующие выводы.
1. Большинство учащихся имеет большую учебную нагрузку и тратит большое количество времени на выполнение домашней работы, следовательно, не имеет достаточного времени для посещения кружков, секций и т.д.
2. Почти треть подростков (28%), имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга.
При этом необходимо отметить, что в наибольшей степени удовлетворенность испытывают учащиеся девиантного поведения, что объясняется рядом факторов:
· Низкая учебная мотивация, соответственно более низкая учебная нагрузка;
· Отсутствие контроля со стороны взрослых в организации собственного досуга.
· Недифферинцированность сферы досуга: как видов проведения свободного времени, так и места досуговой деятельности (улица, тренажерный зал);
· Удовлетворение потребности в общении через опосредованные формы – Интернет и компьютерные игры.
3. Среди различных способов времяпровождения дома наибольшей популярностью у подростков пользуются проводить время в Интернете. Среди других тенденций, в организации досуга можно отметить количественное снижение подростков, которые смотрят телевизор, это обусловлено появлением новых форм проведения досуга – компьютерных игр, Интернета.
4. Треть подростков предпочитает проводить свободное время с семьей, друзьями, часто собираются у кого-либо дома, встречаются на дискотеке и в компьютерном зале и т.п.
5. Большинство опрошенных ответили, что в школе нет возможности заниматься своим увлечением (82%), 18% ответили, что школа дает больше возможностей для раскрытия творческого потенциала. Это говорит о том, что раскрытию творческого потенциала больше способствуют занятия во внешкольных учреждениях, чем внеклассные занятия в школе.
Практические рекомендации.
Человек формируется в процессе собственной деятельности, и досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест. Если родители не владеют методикой этой деятельности, то на школе лежит задача её восполнения как работой с родителями, так и организацией внеклассной работы.
· Родители в большинстве своем знают и понимают, что детям нужно уделять внимание, проводить с ними время, содержательно его заполнять. Но на практике это внимание часто бывает ограниченным удовлетворением бытовых потребностей. Ограничено не только и не столько из-за нехватки времени, сколько из-за неумения, незнания как это делается, что выводит проблему культуры семейного досуга за рамки семьи, рождая необходимость повышение досуговой квалификации родителей как воспитателей, как организаторов детской досуговой деятельности.
· Своеобразной школой педагогики и досуга должны быть родительские собрания, посвященные тому, как организовать досуговую деятельность, как наполнить её интересным и увлекательным делом. При этом следует учитывать, что подавляющее число родителей будет ожидать конкретных рекомендаций. Такие рекомендации, несомненно нужны, но в первую очередь необходимо знакомить с общими принципами организации досуговой деятельности.
Статьи по теме:
Организация и проведение дидактических игр
Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой ...
Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для
предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...
Описание рабочего места мастера и учащегося
Полигон – учебное подразделение профессионального образовательного учреждения, организуемое с целью создания необходимых условий для производственного обучения учащихся по профессиям, требующим доста ...