Вопрос о дифференциации физического воспитания детей неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Одним из основных подходов в укреплении здоровья ребят является разработка программно - методических основ дифференциации физического воспитания младших школьников. Учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются на уроках физической культуры совместно с учащимися основной медицинской группы. Сведения об анатомо-функциональных особенностях учащихся подготовительной медицинской группы способствует правильной, всесторонней и эффективной организации физического воспитания. Такие ребята обладают пониженной общей реактивностью организма. Особенно заметно при физических нагрузках, требующих проявления выносливости.
В тоже время недостаточная физическая подготовленность отрицательно сказывается на психике таких детей во время выполнения физических упражнений. Их двигательная деятельность характеризуется вялостью, малоактивностью, нерешительностью, стеснительностью. Из-за своей частичной неловкости такие дети стремятся быть незаметными на уроках. А это, в свою очередь, еще больше увеличивает их отставание от основной медицинской группы.
Дифференциация физического воспитания школьников по группам здоровья с акцентом на оптимизацию двигательной подготовленности учащихся подготовительной группы заключается, в следующем.
1. Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе здоровья с низким физическим развитием и подготовленностью, занимаются физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного дозирования и индивидуального отбора физических нагрузок.
2. Дифференциация физического воспитания младших школьников - это организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастно-половых, индивидуальных и психофизиологических особенностей. Она включает и целесообразность использования различных комплексов физических упражнений в зависимости от диагноза и группы заболеваний, а также необходимость разработки подходов к оценке результатов контрольных нормативов подготовительной группы.
3. Для организации учащихся подготовительной группы на уроке следует использовать различные методы проведения занятий, но с преимущественным проведением основной части по отделениям и со строгим ограничением использования соревновательного метода.
4. Для улучшения состояния здоровья с учащимися подготовительной медицинской группы должны проводится дополнительные занятия по общефизической подготовленности один - два раза в неделю по 45 - 60 минут в послеурочное время.
5. Основное содержание уроков и дополнительных занятий этих детей заключается в выполнении (наряду с упражнениями школьной программы) специальных упражнений в зависимости от характера заболеваний, возрастно-половых особенностей и состояния спортивной базы. Школьники этой группы могут участвовать в соревнованиях и в физкультурно-оздоровительных мероприятиях строго по допуску врача и только в тех видах, которые им не противопоказаны.
6. В зависимости от реакции организма все заболевания делятся на три подгруппы. Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается преимущественной реакцией на них сердечно - сосудистой системы. К подгруппе Б относятся заболевания, при которых выбор нагрузок зависит от состояния органов брюшной полости, малого таза, от степени болевого синдрома. Подгруппу В составляют заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата.
7. Все учащиеся подготовительной группы выполняют нормативные упражнения, за исключением противопоказанных. Для подгруппы А осторожность следует соблюдать при выполнении прыжков в длину с места и при поднимании туловища (для девочек); для подгруппы Б - при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивании на перекладине, прыжка в длину с места. Для подгруппы В контрольные упражнения подбираются индивидуально с учетом двигательных возможностей.
8. Оценка текущей успеваемости должна проводится на основании отношения ученика к урокам физической культуры и положительной динамики приростов контрольных нормативов.
Уровень средней и итоговой отметки определяется по выполнении нормативам независимо от их количества.
При выставлении четвертных отметок учащимся подготовительной группы уровень физической подготовленности не учитывается.
9. Несомненно, необходимым условием для решения проблемы является разработка программно-методических требований и рекомендаций по дозировке различных видов физических упражнений, а также определение должных величин контрольных нормативов для учащихся подготовительной медицинской группы.
Также одним из основных направлений совершенствования физического воспитания учащихся младших классов является физическое воспитание на основе реализации личностно ориентированного подхода.
Статьи по теме:
Профессиональное самоопределение как процесс
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждени ...
Лексические игры
лексический навык иностранный игра Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удов ...
Сущность и природа нравственности
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера дейс ...