Бывают ли ситуации на уроке, когда учитель задает вопрос, а ответ на него знаешь только ты? (да, иногда, нет)
креативный показатель:
Интересно ли тебе выполнять задания на уроках МХК? (да, иногда, нет)
Как часто при выполнении задания с примером решения, ты пытаешься найти новый способ? (часто, редко, никогда)
Эта анкета позволила адекватно оценить уровень, на котором находились учащиеся обеих групп на момент констатирующего этапа эксперимента.
Рис. 1, 2. Констатирующий этап эксперимента
На приведенных выше диаграммах видно, что на момент констатирующего этапа эксперимента обе группы находились на низком (70%) уровне саморазвития, также присутствовало небольшое количество учеников (20-25%), находящихся на среднем (частично-поисковом) уровне саморазвития. Самым малочисленным оказалось число учащихся (10%) обеих групп, которые были при начале эксперимента на высоком уровне саморазвития. Проведенная диагностика позволила сделать предположение о том, что на момент проведения констатирующего этапа эксперимента обе группы (экспериментальная и контрольная) были на одном уровне саморазвития учащихся.
Формирующий эксперимент включал в себя определение апробацию структурно-функциональной модели урока, которая основывается на проблемном обучении. В контрольном классе работа осуществлялась по традиционной программе обучения предмету МХК, а в экспериментальном классе – по разработанным нами урокам, включающих творческие и исследовательские задания на всех этапах обучения предмету МХК. Экспериментальная работа опиралась на разработанную систему саморазвития, которая включает указанные ранее критерии личностных качеств учащихся, развивающихся на уроках МХК.
Рис. 3, 4. Контрольный этап эксперимента
Из данных, полученных в результате контрольного эксперимента, наглядно видно, что экспериментальное преподавание в экспериментальной группе привело к росту показателей, определяющих способности учащихся, соответствующие нашим критериям роста саморазвития; количество учащихся, реализовавших способности к самостоятельной работе, значительно выросло. При традиционном преподавании процентное соотношение учащихся осталось неизменным. Количество учащихся, реализовавших способности самостоятельной поисковой деятельности, не изменилось (10%,), количество учащихся с достаточным уровнем творческой работы в результате изучения МХК по сравнению с начальным уровнем изменилось в лучшую сторону (было 25%, стало 30%). Показали низкий уровень 25% учащихся на констатирующем эксперименте, а на контрольном эксперименте – 30% учащихся. При экспериментальном варианте преподавания мировой художественной культуры количество учащихся, показавших средний уровень, увеличилось (было 20%, стало 30%).
Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и перспективность применения технологии проблемного обучения в целях повышения уровня саморазвития школьников в процессе изучения мировой художественной культуры.
Саморазвитие школьника, даже на таком раннем этапе как обучение в 5 классе, даст ему возможность в дальнейшем с большей эффективностью употреблять силы для достижения какой-либо цели в будущем. Выделенные нами критерии (эмоционально-ценностный, когнитивный, информативный и креативный), развитие которых должно проводиться на уроках МХК, помогут ученику получить высокий уровень самостоятельности при выполнении заданий и в определении круга своих интересов.
Статьи по теме:
Место внешкольной работы в социализации подростков
При организации внешкольной воспитательной работы необходимо направить усилия на: 1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эсте ...
Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего
дошкольного возраста
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г ...
Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы
антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...