На основании разработанных уроков, которые описаны в предыдущем параграфе, было произведено опытно-экспериментальное апробирование. Главной задачей этой части работы является эмпирическое доказательство выдвинутой гипотезы. Данный педагогический эксперимент включает в себя несколько этапов.
На первом этапе необходимо было определить критерии, по которым мы замеряем уровень саморазвития школьников. Этими критериями являются следующие:
эмоционально-ценностный (эмоциональное отношение к выполняемому заданию, коммуникативные и практические эмоции, желание добиваться успехов в творческой работе, удовлетворение от выполнения этой работы);
когнитивный (демонстрация осведомленности о способах выполнения нестандартных заданий; аргументирование выдранного способа действия; правильное и обоснованное решение исследовательских задач; творческий подход к анализу возникающих ситуаций, к организации коллективных творческих дел; положительное отношение к составлению и выполнению поисковых заданий);
информативный (наличие необходимых знаний о специфических особенностях культуры разных стран, то есть знаний из различных сфер искусства, например: знание произведений разных писателей, жанрового своеобразия, специфических особенностей живописи, осведомленность в историческом контексте того или иного явления и т.д.)
креативный (способность школьника к продуктивной созидательной поисково-творческой деятельности на материале произведений мировой художественной культуры. Показатели: оригинальность личностно-значимого творческого продукта деятельности, гибкость творческого мышления, точность выполнения творческого задания, ассоциативность.)
На основании выявленных критериев была разработана анкета из шести вопросов, для определения уровней саморазвития школьников на уроках МХК:
низкий (начальный);
средний (репродуктивный, частично-поисковый);
высокий (исследовательский).
Каждый из этих уровней соответствует тому, как учащиеся отвечали на вопросы предложенной им анкеты. Так, например, низкий уровень говорит о недостаточном, для решения проблемно-ориентированных задач, уровне информированности учащегося в историческом и социокультурном контексте данного периода времени. А также о неспособности ученика найти новый, оригинальный способ действия. Средний уровень подразумевает возможность результативного решения поставленной задачи в рамках культурно-исторического аналога. Высокий уровень отражает умение школьника самостоятельно найти необходимые данные, выявить недостатки стандартных решений и на основании этого предложить свой вариант решения задачи, который будет отличаться высоким уровней творческой и когнитивной активности.
На первом этапе эксперимента была разработана анкета, в которой каждому из четырех критериев соответствует 8 вопросов:
эмоционально-ценностный показатель:
Насколько тебе нравится посещать уроки Мировой Художественной Культуры? (нравится, не всегда, не нравится)
Когда у тебя получилось выполнить какое-нибудь задание, ты гордишься тем, что сделал? (да, иногда, нет)
когнитивный показатель:
Если при выполнении задания ты испытываешь затруднения, ты обращаешься за помощью к учителю или родителям? (нет, пытаюсь сделать сам; прошу подсказать; пропускаю задание)
После выполнения заданий на уроке как часто учитель спрашивает вас почему вы выбрали именно этот способ/вариант? (часто, редко, никогда)
информированный показатель:
Читая какой-нибудь текст на уроке, ты встречаешь незнакомые слова, ищешь ли ты их в словаре? (да, иногда, нет)
Статьи по теме:
Стили воспитания
«Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общност ...
Характеристика основных этапов изучения
математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...
Обзор программных средств для разработки тестов
На сегодняшний день, на рынке средств разработки программного обеспечения, существует огромное количество разнообразнейших программ от мощных программных комплексов до простых компиляторов и интерпре ...