Опытно-экспериментальное исследование изменения уровня саморазвития школьников

Статьи о педагогике » Технология проблемного обучения при изучении МХК как средство саморазвития школьников » Опытно-экспериментальное исследование изменения уровня саморазвития школьников

Страница 1

На основании разработанных уроков, которые описаны в предыдущем параграфе, было произведено опытно-экспериментальное апробирование. Главной задачей этой части работы является эмпирическое доказательство выдвинутой гипотезы. Данный педагогический эксперимент включает в себя несколько этапов.

На первом этапе необходимо было определить критерии, по которым мы замеряем уровень саморазвития школьников. Этими критериями являются следующие:

эмоционально-ценностный (эмоциональное отношение к выполняемому заданию, коммуникативные и практические эмоции, желание добиваться успехов в творческой работе, удовлетворение от выполнения этой работы);

когнитивный (демонстрация осведомленности о способах выполнения нестандартных заданий; аргументирование выдранного способа действия; правильное и обоснованное решение исследовательских задач; творческий подход к анализу возникающих ситуаций, к организации коллективных творческих дел; положительное отношение к составлению и выполнению поисковых заданий);

информативный (наличие необходимых знаний о специфических особенностях культуры разных стран, то есть знаний из различных сфер искусства, например: знание произведений разных писателей, жанрового своеобразия, специфических особенностей живописи, осведомленность в историческом контексте того или иного явления и т.д.)

креативный (способность школьника к продуктивной созидательной поисково-творческой деятельности на материале произведений мировой художественной культуры. Показатели: оригинальность личностно-значимого творческого продукта деятельности, гибкость творческого мышления, точность выполнения творческого задания, ассоциативность.)

На основании выявленных критериев была разработана анкета из шести вопросов, для определения уровней саморазвития школьников на уроках МХК:

низкий (начальный);

средний (репродуктивный, частично-поисковый);

высокий (исследовательский).

Каждый из этих уровней соответствует тому, как учащиеся отвечали на вопросы предложенной им анкеты. Так, например, низкий уровень говорит о недостаточном, для решения проблемно-ориентированных задач, уровне информированности учащегося в историческом и социокультурном контексте данного периода времени. А также о неспособности ученика найти новый, оригинальный способ действия. Средний уровень подразумевает возможность результативного решения поставленной задачи в рамках культурно-исторического аналога. Высокий уровень отражает умение школьника самостоятельно найти необходимые данные, выявить недостатки стандартных решений и на основании этого предложить свой вариант решения задачи, который будет отличаться высоким уровней творческой и когнитивной активности.

На первом этапе эксперимента была разработана анкета, в которой каждому из четырех критериев соответствует 8 вопросов:

эмоционально-ценностный показатель:

Насколько тебе нравится посещать уроки Мировой Художественной Культуры? (нравится, не всегда, не нравится)

Когда у тебя получилось выполнить какое-нибудь задание, ты гордишься тем, что сделал? (да, иногда, нет)

когнитивный показатель:

Если при выполнении задания ты испытываешь затруднения, ты обращаешься за помощью к учителю или родителям? (нет, пытаюсь сделать сам; прошу подсказать; пропускаю задание)

После выполнения заданий на уроке как часто учитель спрашивает вас почему вы выбрали именно этот способ/вариант? (часто, редко, никогда)

информированный показатель:

Читая какой-нибудь текст на уроке, ты встречаешь незнакомые слова, ищешь ли ты их в словаре? (да, иногда, нет)

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, ...

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...

Сущность экологического воспитания
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формиро ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru