Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.
Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.
Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.
И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.
Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.
Калининские игрушки.
Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
Изразцы.
Одним из интересных предметов прикладного искусства можно назвать изразцы. Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Искусство изразца возникло во второй половине XV века, и достигло полного расцвета в XVII веке с появлением многоцветных изразцов. В древней Руси изразцами украшали храмы, что делало их праздничными и нарядными. Кроме того, изразцом укрощали печи в теремных палатах и в домах богатых горожан. В настоящее время старинные изразцы можно увидеть там, где сохранились храмы XV— XVII вв. На многих изразцах изображены растительные орнаменты, где переплетаются цветы, листья и гирлянды из фруктов. Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен.
Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» — придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки, сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом или расписывается, боковые стенки коробки — румпа — крепятся в стене здания.
Для изразцов мастера изготовляли деревянные формы. Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей. Так, с итальянских бархатов был взят узор «павлиний глаз». Деревянные формы применялись для создания изразцов, украшавших многие строения Москвы. Изразцами украшены храмы Ярославля. Из больших; цветных обливных изразцов мастера создавали целые керамические ковры, которые опоясывали стены здания и окаймляли окна.
В Москве, Владимире, Калуге и других городах мастера облицовывали изразцами в парадных покоях огромные печи, которые выглядели как целые архитектурные сооружения.
Таким образом, навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Статьи по теме:
Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...
Содержание и последовательность работы над изложением
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следователь ...
Структура определения
Знание определения не гарантирует усвоения понятия. Методическая работа с понятиями должна быть направлена на преодоление формализма, который проявляется в том, что учащиеся не могут распознать опред ...