Физиологические основы внимания.
Внимание представляет собой сложное психическое явление. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
И.П. Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания.
Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так и обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание.
И.П. Павлов в работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» очень образно описывал этот процесс: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
С представлениями И.П. Павлова о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А. Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, - пишет Ухтомский, - является физиологической основой акта внимания».
В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности.
Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости».
Статьи по теме:
Комплексная образовательная туристско-краеведческая
программа «Школа жизни - окружающий мир»
Программа "Школа жизни - окружающий мир" представляет собой интеграцию содержания предметов основного образования, базового учебного плана школы в преимущественно практическом, наглядном ос ...
Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция треб ...
Спорт в физическом воспитании младших
школьников
Детский спорт - это наше будущее. Он взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт - это решение проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, по ...