Детский спорт - это наше будущее. Он взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт - это решение проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, помогает нормально развиваться и расти ребенку (особенно из неблагополучных семей). Именно спорт помог многим известным людям стать теми, кто они есть сегодня. Конечно, спорт не панацея от вовлечения детей в различного рода пагубные мероприятия. Однако, 30-40% социальных проблем может и должно решаться с помощью детского спорта. Необычайно стремительное развитие спорта в современном обществе выражается помимо всего прочего и во все большем проникновении его в практику физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это обусловлено прежде всего исключительной действенностью сорта как средства и метода физического воспитания, а вместе с тем и его незаурядным значением как фактора формирования личности, разносторонней подготовки подрастающих поколений к жизненной практике, приобщение к активной общественной жизни.
Внедрение спорта в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, существенно повышает его эффективность в первую очередь по воздействию на развитие физических способностей. Степень развития физических способностей значительно выше у детей, занимающихся спортом, чем у их сверстников. У последних менее благоприятно и возрастная динамика ряда показателей физических качеств. У ребят, занимающихся спортом выше уровень функциональных возможностей организма, сопротивляемость его заболеваниям.
Существенно наряду с этим, что спортивная деятельность предоставляет богатые возможности для нравственного, волевого интеллектуального и эстетического воспитания, способствует, в частности, воспитанию дисциплинированности и организованности, приучает к строгому соблюдению режима, четкому планированию своего времени. При разумной организации она не только не идет в ущерб общему развитию школьников, но и во многом содействует их общеобразовательной подготовке.
Данные социологических исследований по выявлению интересов детей 9-11 лет жизненно обнаруживают, что одно из первых мест занимает интерес к спорту. Это и понятно, поскольку спорт с его выраженной установкой на конкретные достижения, системы их общественного поощрения, ярко эмоциональной окрашенность межличностных отношений и другими привлекательными чертами отвечает психологическим особенностям формирующейся личности, особенно стремлению к самопознанию и самоутверждению. Детский спортивный коллектив, умело направленный педагогом - важный фактор развития этих интересов и их устремлений. Через спортивный коллектив дети приобретают положительный социальный опыт, расширяют его, формируются как активные члены общества.
Все сказанное характеризует ценность спорта как одного из основных средств и методов воспитания подрастающих поколений. Разумеется, это справедливо лишь при целесообразной организации спортивных занятий и квалифицированном педагогическом руководстве ими. Ведь те же самые свойства спорта, которые определяют его воспитательную ценность, могут быть не только полезны, но и опасны для растущего организма, если отсутствует квалифицированная регламентация их, соответствующая возрастным, половы и индивидуальным особенностям ребят.
Дети младшего школьного возраста в зависимости от физической подготовленности, индивидуальной спортивной одаренности и особенности выбранного вида спорта последовательно проходят (в школе и вне ее) три стадии спортивных занятий: предварительную спортивную подготовку, начальную спортивную специализацию и углубленное спортивное совершенствование.
Предварительно спортивная подготовка обеспечивается в процессе прохождения школьного курса по программе "Физическая культура", на занятиях школьных спортивных секций и в процессе начальных занятий спорта.
В начале данного этапа еще нет сорта в полном смысле этого слова, он представлен в своих элементах (изучение основ техники отдельных спортивных упражнений на обязательных уроках физической культуры, эпизодическое использование спортивного метода при выполнении учебных нормативов, играх, развлечениях и т.п.).
Постепенно дети вовлекаются в систематические занятия излюбленными спортивными упражнениями. Большую роль в этом играет система внутришкольных и внешкольных массовых соревнований для детей младшего школьного возраста. Приобщению детей к начальным занятиям спорта способствуют такие формы состязаний, как "Веселые старты" и т.п.
Возможность для достижения спортивных результатов при равных условиях тем больше, чем раньше будут выявлены природные задатки индивида к прогрессированию в том или ином виде спорта и чем раньше они станут объектом специально направленного воспитания. В связи с этим возникает ряд проблем. Необходимо, во первых, своевременно (как можно раньше) распознать индивидуальную спортивную одаренность ребенка; во вторых, выбрать вид спорта адекватный индивидуальным спортивным задаткам; в третьих, своевременно, как только появляются благоприятные возрастные предпосылки, начать планомерную тренировку в избранном виде спорта. Решение этих проблем предполагает, в частности, определение морфологических и функциональных признаков, от которых существенно зависят достижения в том или ином виде спорта и которые относительно мало поддаются изменениям под воздействием спортивной тренировки так называемых консервативных признаков. К ним относятся, например, рост, размер конечностей и т.д. Однако спортивный результат всегда зависит не только от "консервативных", но и от "неконсервативных" факторов (физических и других способностей, в большей мере поддающихся, направленному развитию). Решающим фактором прогрессирования в спорте зачастую оказывается воспитываемый талант спортивного трудолюбия и целеустремленности. Поэтому никогда не следует спешить с отбором и ориентацией детей для занятия тем или иным видом спорта лишь по признаку отдельных задатков (или отсутствия таковых).
Статьи по теме:
Понятие деятельностного подхода
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в ...
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...
Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для
предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...