При псевдобульбарной дизартрии звукопроизношение искажено настолько, что это производит впечатление «каши во рту», и понять ребенка иногда достаточно сложно. Искажается произнесение гласных и согласных звуков, обедняется интонационная окраска речи. На исправление нередко уходят многие годы. Длительность коррекционной работы прямо зависит от своевременности обращения и начала оказания помощи. Своевременным, оптимальным для начала коррекционной работы следует считать возраст 2–3 года. Каждый упущенный год удлиняет срок коррекции и снижает качество результата. Легче предупредить последствия в дошкольном возрасте, чем бороться с ними в школьные годы.
Исследования многих логопедов выявили у детей с псевдобульбарной дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для таких детей являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).
Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-логопедическом аспектах.
При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:
- возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;
- изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;
- процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;
- характерен ускоренный или замедленный темп речи;
- дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;
- страдает координация указанных процессов.
Чтобы понять и объяснить природу и механизм нарушения при псевдобульбарной дизартрии необходимо обратиться к положениям учения о механизмах речи А.Р. Лурии, П.К. Анохина и др.
Механизмы речи связаны с целостной, иерархической организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности.
Статьи по теме:
Опыт других стран
Во многих европейских странах уже существует и довольно успешно функционирует система бакалавр-магистр. Так бинарную систему институтов высшего образования имеют Финляндия и Германия. Обе страны ввел ...
Исследование влияния игры на развитие познавательных
способностей младших школьников
Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практи ...
Методика проведения дидактических ир.
Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр: 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного разв ...